Вехи российской киноистории

В Российской Федерации стартовал Год российского кино.

(Указ Президента РФ № 503 «О проведении в Российской Федерации в 2016 году Года российского кино»).

Часть I. От  братьев Люмьер до «Понизовой вольницы»

 «Перед рабочим гудком на фабрике»

Прежде чем рассказывать  о братьях Люмьер, стоит упомянуть, что руку к созданию синематографа приложило великое множество ученых, так например в 1891 в «Лаборатории» Томаса Эдисона был создан «кинетоскоп» — аппарат для демонстрации движущихся фигур, а 9 (21) января  1894 года на шестом заседании секции физики 9 съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве одессит  Иосиф Тимченко представил участникам заседания свой аппарат с механизмом прерывистого движения с проекцией на экран.

Параллельно развивалась и визуализация — 28 октября 1892 — Эмиль Рено демонстрирует в парижском Музее Гревен первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр», действующих иначе, чем кинопроектор — до изобретения кинематографа. Это можно назвать показом первого мультфильма.

Отметим, что все это изобретения обладали массой недостатков — необходимы были специальные помещения, зрелище было индивидуальным, а не массовым, съемка могла вестись лишь  в павильоне.Все это удалось малоизвестным в научных кругах братьям Люмьер, которые  уже с 1883 года вместе со своим отцом Антуаном наладили в Лионе производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной Луи. В период с 1883 по 1892 им удалось достигнуть большой финансовой независимости, что позволяло экспериментировать.

Уже первые 50-секундные ленты Люмьеров заложили основу жанрового разнообразия кинематографа, включая как документальное («Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»), кинохроника («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе» с конференции Французского фотографического общества»), игровое кино («Политый поливальщик»).

Братьями Люмьер был опробован ряд приёмов, впоследствии взятых на вооружение другими кинематографистами — в частности, тревеллинг, или съёмка с движущейся платформы: в роли платформы в их случае была использована гондола, на которой они проплывали по венецианскому каналу.

Огюст стал автором «трех главных принципов» киноиндустрии до появления базовых современных киностудий в начале 20 века:

  1. Необходимо продавать не синематографы, а право демонстрировать фильмы для них в специальных местах (синематеки, будущие кинотеатры) путем предоставления франшизы под маркой «Братья Люмьер»
  2. Оплата труда творческого и инженерного персонала оплачивается первоначально Люмьерами, а затем каждый кто хотел приобрести копию того или иного фильма выплачивал сумму затрат на фильм.
  3. Съемки ведутся круглый год и не менее 10 синем в месяц, т.к. публику необходимо удивлять.

Таким образом, уже к 1897 году синематограф был на всех обитаемых людьми континентах.

Пункт 2 «принципов» собственно и погубил братьев Люмьер – обладающие собственными капиталами владельцы кинотеатров сами начинали снимать фильмы  и делать собственные франшизы. В итоге в 1898 году Люмьеры, сняв более 1800 фильмов, приняли решение прекратить свою кинодеятельность и вернуться к совершенствованию фототехнологий (включая создание цветного фото).

Синема в России

В России о синематографе Братьев Люмьер узнали из рецензии И.Яковлева «Сон наяву» от 29 января (11 февраля) 1896 года в журнале «Новое время» —  «…видеть, сидя у себя в комнате, дорогих людей, уже умерших или находящихся за тридевять земель от нас, ходящими, действующими, смеющимися, или какое-нибудь великое историческое событие, целое народное торжество с тысячной толпой, принимающей в нем участие, когда эти события или торжества происходили за сотни лет до нас — что все это как не мечта, как не пустой, но сладкий сон? А между тем, этот сон — теперь осуществившийся факт. Многие события, происходящие теперь, наши потомки будут в состоянии видеть столетия спустя не в мертвой картине, а в движении…»

Восторг тех, кому посчастливилось бывать на фильмах Люмьеров был настолько велик, что уже 6 (18) апреля 1896 года  Василий Иванович Ребиков подал прошение в Министерство императорского двора о разрешении засъёмки коронационных торжеств императора Николая II в Москве , 10-18  (22-30 ) мая французом Камиллом Сёрфом были проведены съемки, что стало первой синемой в России, затем он же провел съемки фильма «Царская чета в Париже», а 4 (16) мая состоялась  демонстрация «живой фотографии» — синематографа Люмьеров в петербургском саду «Аквариум».

1-25 января 1897 года фильмы «Коронация Николая II » и «Царская чета в Париже» показаны в Москве, а затем по всей стране, причем по требованию царя  демонстрировать их необходимо было в каждом месте для этого приспособленном. Таким образом, было продемонстрировано 214 копий фильма в России (рекорд был побит лишь в 1908 году фильмом «Донские казаки»).

Успех фильмов Сёрфа и интерес к этому царской семьи и аристократических кругов Российской империи  привел к тому, что вместе с проекционной в Россию стала поступать и киносъёмочная техника, причем практически в том же 1896 году уже снимались любительские фильмы. Пионерами в этом деле были московский актёр В. А. Сашин-Фёдоров и фотограф из Харькова А. К. Федецкий. Сашин-Фёдоров снял картины «Конно-железная дорога в Москве», «Игра в мяч» и другие, которые демонстрировались в «Театре Корша».

К 1905-07 гг. число кинооператоров стало весьма значительным. Некоторые из них снимали видовые картины со стандартным сюжетом а-ля «Прибытие поезда», другие подвязались у крупных студий в качестве фото-кинокорреспондентов. Обычно отснятый материал отправлялся на проявку и печать в Париж, некоторые «вольные стрелки» на свой страх и риск снимали сюжетные картины (эпизоды), которые потом пытались продать студиям (обычно французским, реже американским или итальянским). Широко известна хроникальная лента П.Кобцова, на которой снято убийство наместника Кореи маркиза Ито во время его встречи с российским министром В. Н. Коковцовым. Кобцов продал эти материалы фирме братьев Патэ и в США, и, возможно, это первый блокбастер с мировым прокатом.

До 1902 года вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении тапёров или специально приглашённых оркестров из тех же самых оперетт и оперных сольных выступлений. В 1902 году в московском театре «Омон» состоялся первый сеанс „Биофонографа“, являющегося сочетанием синематографа с фонографом.

Ошибочно считается, что тогда же появились первые кинотеатры, но увы в России этот процесс затянулся почти на 10 лет и лишь в 1904 на Арбате открылся первый стационарный кинотеатр «Биоскоп».  До той поры демонстрация синемы проводилась по окончании или во время опереточных и сольных оперных выступлений, а также на разнообразных выставках и ярмарках.

Революция внесла свои коррективы в развитие кино. Так, с одной стороны,  появилось множество предпринимателей, оценивших развитие киноиндустрии на западе и начавших собственную деятельность (первыми такими кинофирмами стали московская фирма А.А. Ханжонкова в 1906 году и петербургское киноателье А.О. Дранкова в 1907), с другой в 1906 во владимирской губернии произошел скандал, связанный с запретом демонстрации французского фильма «Броненосец «Потёмкин» ввиду призывов к бунту.

По инициативе вышеупомянутого А.А. Ханжонкова в 1907 начал свою работу первое периодическое издание, посвященное синематографу  — «Кино».

Следует отметить, что кроме документалистики в России отсутствовало производство других жанров кино, хотя в Европе уже творил Мельес. Именно поэтому кинофирмы России демонстрировали картины прежде всего французского и американского производства. Ситуация изменилась, когда в 1908 году в журнале «Кино» было опубликовано заявление члена московского общества литераторов и ученых г. Гончарова о том, что им воспроизведен фильм на кинематографических лентах на основе  фрагмента его же пьесы («исторической былины») «Понизовая вольница». Эта пьеса была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень», а съемки проводились при участии киноателье Дранкова. Короткометражный фильм «Понизовая Вольница», который благодаря подписи на афише приобрела второе название «Стенька Разин», вышел 15 (28) октября 1908 года и произвел революцию в кинематографе.

Синема и Воронеж

Кино в наш город пришло только спустя десятилетие после  знаменитых сеансов братьев Люмьер в Париже. 17 ноября  1905 года на улицах губернского центра появились  огромные афиши: «Первый раз в Воронеже! На площади в  Круглых рядах на Московской улице в специально  выстроенном здании. Театр живых фотографий». Эти  сообщения вызвали настоящий ажиотаж, и на первые  киносеансы пришло огромное количество воронежцев. То,  что они увидели на экране, привело их в восторг.  Побывавшие на демонстрации живых картинок горожане  рассказывали о них своим друзьям и знакомым. Кино в  Воронеже моментально стало популярным, и вскоре в  районе нынешней площади Ленина стала постоянно работать  передвижная установка, которую в народе прозвали  биоскопом.

Репертуар фильмов был разнообразен. Среди первых  показанных у нас лент, каждая из которых длилась всего  несколько минут, — «Чудеса в глубине океана», «Сцены  из русско-японской войны» и «Модный танец коккок»

Вполне логично, что после такого успеха  в 1907 году в Воронеже был создан  первый стационарный кинотеатр на 300 мест «Биограф»,  располагавшийся у гостиницы «Бристоль», напротив того  места, где сейчас находится «Пролетарий».

«Биограф»  недолго пребывал в одиночестве: в 1908-м распахнул свои  двери «Тауматограф», позже переименованный в «Кино» и в конце концов ставший Воронежской филармонией.

Кино на Воронежской земле начало свою победную поступь.

Продолжение следует……