Проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации

Как известно, самой незащищенной группой лиц в Российской Федерации являются инвалиды. С целью устранения социальной несправедливости Государственной Думой РФ 24 ноября 1995 года был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Указанный закон закрепляет и гарантирует ряд важнейших прав инвалидов, среди которых и дополнительно гарантированное право на трудоустройство.

Согласно  статье 13 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 государство взяло на себя обязательство по обеспечению дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

В свою очередь ФЗ о социальной защите инвалидов определяет квоту для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от общей численности работников предприятия, если эта численность превышает сто человек. В случае, если численность работников предприятия не менее 35 человек и не более 100 человек, то квота для приема инвалидов составляет не более 3 процентов. Установление конкретных размеров квот возложено на законодательные органы субъектов РФ.

При  расчете среднесписочной численности работников, от которой будет рассчитываться квота, в нее не включаются работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

На территории Воронежской области квота для приема инвалидов на работу устанавливается Законом Воронежской области от 03.05.2005 года № 22-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» и составляет 3 процента от общей численности работников предприятия с соблюдением условий, указанных выше.

Итак, дополнительные гарантии на трудоустройство инвалидов законодательством продекларировано и даже защищается в лице прокуратуры и суда. Однако возникает вопрос, все ли так однозначно?

Всем очевидно, что для нормального осуществления трудовой деятельности инвалидам необходимо создавать определенные условия труда, соответствующие характеру его заболевания и степени трудоспособности.

А что по этому поводу нам говорит закон?

Закон о социальной защите инвалидов в статье 22 указывает, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

На территории Воронежской области Приказом Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 31.03.2014 года «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» минимальное количество специально оборудованных рабочих мест для инвалидов определяется для предприятий с штатом работников от 35 до 300 в количестве одного специального рабочего места; от 300 до 600 – 2 специальных рабочих места; от 600 до 1000 – 3 специальных рабочих места; свыше 1000 – 4 специальных рабочих места.

Из приведенных выше норм следует, что специальное рабочее место, скорее, исключение, а не правило при обеспечении прав инвалидов при трудоустройстве.

К тому же специальных рабочие мест в соотношении с квотой, а тем более в соотношении с средней численностью работников организации выделяется крайне мало. Так для \организации численностью в 1000 рабочих мест квота для трудоустройства инвалидов составит в Воронежской области 30 рабочих мест, из них специальных всего лишь 4. При увеличении числа работников организации квота рабочих мест для инвалидов будет увеличиваться, а вот число специальных рабочих мест уже нет.

Таким образом, максимальное число рабочих мест для инвалидов для одного предприятия на территории Воронежской области составляет не более 4.

По общему правилу формирование квотированных рабочих мест для инвалидов не требует от работодателя обеспечить возможность осуществления инвалидом нормального осуществления своей трудовой функции.

Таким образом, потенциальный работодатель может выделить рабочие места под квоту для инвалидов лишь формально, а фактически осуществления трудовой функции на них инвалид обеспечено не может быть

Инвалидность может быть установлена по различным заболеваниям – по зрении, по слуху, в связи с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д.

Еще одним недостатком Закона о социальной защите инвалидов в свете указанного является то, что он абсолютно никак не определяет, каким образом и конкретно под какого инвалида должно быть создано специальное рабочее место. Еще раз необходимо подчеркнуть, что инвалидность может наступить от различных заболеваний, травм. Степень трудоспособности у каждого инвалида может различаться, что подтверждается справкой о реабилитации, выданной комиссией медико-социальной экспертизы.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что защита права инвалидов на трудоустройство, закрепленное в Законе о социальной защите инвалидов, носит декларативный характер без конкретизации форм и методов реализации этих прав на практике.

Итогом такого нормативного регулирования этой сферы может являться создание специальных рабочих мест для инвалидов без возможности фактической работы инвалидов на этих рабочих местах.

Еще одной преградой для инвалида может быть то, что рабочее место под квоту будет определяться работодателем с высоким уровнем требований к занимаемой должности, либо будет подыскивается такая работа, которую ни один инвалид выполнить не может, за исключением установления квот на должности с тяжелыми и (или) вредными условиями труду (это запрещено законом!).

Также видится проблематичным трудоустройство инвалида на работу, требующую определенного профессионального образования (многие инвалиды просто его могут не иметь).

Весьма интересно выглядит ситуация с трудоустройством инвалидов в государственных учреждениях. Дело в том, что правовое регулирования трудоустройства в государственные органы власти осуществляется на основании не только Трудового кодекса РФ, но и специальных нормативных актов, которые, зачастую, предъявляют зачастую дополнительные повышенные требования к состоянию здоровья, уровню образования и продолжительности специального трудового стажа. Здесь речь идет о самых разнообразных государственных, муниципальных органах и учреждениях, в том числе правоохранительных органах, судах, прокуратуре и др.

В указанных случаях налицо конфликт законодательства. С одной стороны, законодательства требует абсолютного здоровья от соискателя, претендента на рабочее место, а с другой стороны, законодательство требует соблюдать условие о квотах на трудоустройство инвалидов и специальные рабочие места для них

Здесь также можно вести речь о формальном выделении квоты без намерения фактически принять инвалида на должность.

В Законе о социальной защите инвалидов есть еще одна проблема, связанная с реализацией прав инвалидов на трудоустройство.

Если воспринимать положения закона буквально, то он закрепляет обязанность организаций выделять рабочие места под квоты для инвалидов. При этом выделение, не означает создание этих рабочих мест.

Отсюда вытекает следующая проблема. Проиллюстрируем это на наглядном примере. Предположим, имеется организация, с численностью работников в 40 человек согласно штатному расписанию этого предприятия. Фактически все эти рабочие места заняты.

Установить квоты на таком предприятии можно, однако по факту рабочее место будет занято уже другими людьми. Возникает проблема, как защитить трудовые права инвалида, чтобы не нарушить трудовых прав других работников. Ведь уволить одних людей, чтобы обеспечить квоту для инвалидов нельзя, так как это является прямым нарушением Конституции РФ и Трудового кодекса РФ о гарантиях трудовых прав граждан.

С другой стороны, введение новых должностей в штатное расписание (создание новых должностей) не обусловлено законодательством. Соответственно подобное требование от работодателей является незаконным.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации пытаясь защитить трудовые права инвалидов, лишь намечает общие контуры решения этого вопроса. Однако, по сути данные меры являются столь неглубокими и непродуманными, что не в состоянии обеспечить возложенную на них задачу. Поэтому инвалиды в нашей стране по-прежнему остаются один на один с проблемой трудоустройства, которая является важнейшим ключом к решению задачи их социальной адаптации.