О работе центра

В настоящее время общемировой тенденцией является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, попадающих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. В связи с этим особенно важна ранняя специализированная комплексная психолого-педагогическая и социальная поддержка и помощь семье, имеющей ребенка с нарушением зрения (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и развития.

Такую поддержку можно получить в Центре ранней реабилитации для детей с ограничениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста на базе Воронежской областной специальной библиотеки для слепых им. В.Г. Короленко, которая является единственным учреждением культуры г. Воронежа, обеспечивающим адаптацию и социокультурную реабилитацию детей с нарушением зрения, проживающих в г. Воронеже и области.

Данная помощь включает в себя развивающую и психокоррекционную работу с детьми с инвалидностью различных категорий. Для них, с учётом сопутствующих заболеваний, специалистами разрабатываются и реализуются индивидуальные и групповые развивающие программы, в процессе реализации которых решаются следующие задачи:

— всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

— предупреждение возможных трудностей в усвоении школьной программы, обусловленных недоразвитием зренияу детей;

— проведение практической методической работы с родителями слабовидящих и незрячих детей по обучению их психолого-коррекционным приёмам работы с детьми;

— развитие коммуникативных навыков у детей.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность. Именно поэтому в работе с детьми специалисты Центра используют методы игрового развития: арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, логоритмические занятия.

Занятия проводятся по методикам ведущих отечественных тифло-педагогов: Л.И.Плаксиной, В.З. Денискиной, А.А. Любимова, М.П. Любимовой.

Особое место в работе наших специалистов уделяется развитию слепых детей. Ведь, незрячие дети не видят того, что их окружает, или видят лишь малую часть и по этому, не стремятся к познанию окружающей обстановки. Мир для незрячего – это хаос звуков, запахов, телесных ощущений, которые приходят неизвестно откуда.

В связи с этим, возникает необходимость развития у детей компенсаторных способов познания. Эти способы формируются специалистами в работе с детьми по следующим направлениям: развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков чтения и письма по системе Л. Брайля.

При этом важным направлением в работе является поддержка семей воспитывающих детей с ОВЗ. Специалисты оказывают консультативную помощь для родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейного и межличностного взаимодействия, организуют и проводят мастер-классы для родителей.

Также родителям оказывается помощь в подборе дефектологической, психологической, тифлологической литературы, организуются практические занятия по методам и приемам работы со слабовидящими и незрячими детьми.

Так как, информацию, необходимую для развития незрячий получает через осязание и слух. Этой особенности восприятия уделяется много внимания при работе с детьми. Наиболее важная информация передаётся через яркие образы и ассоциации, для формирования более ёмкого понятия о предметах и явлениях окружающего мира.

Для этого,нашими специалистами, в педагогическом процессе используются яркие дидактические пособия – полисенсорные игрушки, а так же тактильные рукодельные книги.которые способствуют обогащению чувственного мира и представлений ребёнка, расширяют образы в памяти, вследствие чего формируются компенсаторные возможности. Занятия с такими пособиями повышают эмоциональный тонус, активизируются положительные эмоции у детей и родителей, связанные с восприятием окружающего мира, формируется потребность поделиться увиденным.

Тематика тактильных изданий разнообразна: книги по мотивам известных рассказов и сказок, а также издания, посвящённые познанию окружающего мира. Данные тактильные книги в сочетании с работой педагогов-психологов библиотеки позволяют детям снарушениям зрения приобщаться к книге и чтению, развивать мышление и речь, расширять свой художественный и социальный опыт.

Благодаря работе психологов и дефектолога многие незрячие дети получили возможность подготовиться к успешному обучению в школе.

Сотрудники Центра оказывают помощь не только детям с нарушением зрения. Взрослые люди с ОВЗ также могут получить психологическую поддержку, консультацию по чтению и письму по системе Л.Брайля, по работе с программой экранного доступа JAWS.

Индивидуальные психологические консультации проводятся по личным вопросам, вопросам профориентации, семейного и межличностного взаимодействия, воспитания и развития детей.

У нас работают компетентные сотрудники (тифлопедагог и психологи), имеющие богатый опыт работы со слабовидящими и незрячими людьми.

Мы будем рады помочь Вам. Все обратившиеся за консультацией по вопросам воспитания детей с нарушениями зрения получат квалифицированную помощь.