Тактильные рукодельные книги

В последнее время фонды специальных библиотек для слепых стали пополняться тактильными рукодельными изданиями, рассчитанными, в основном, на незрячих и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста. К настоящему моменту книги получили большую популярность из-за уникальной формы исполнения, доступного для незрячих детей изложения и возможности использования их в педагогической деятельности с детьми с глубоким нарушением зрения.

В общем смысле под тактильной рукодельной книгой понимается книга, изготовленная без применения или с минимальным применением технических средств. Она предназначена для восприятия содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содер­жит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных материа­лов, на ощупь максимально приближенных к ориги­налу, а также текст (художественный либо познава­тельный), напечатанный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом.

Уникальность тактильной рукодельной книги заключается в том, что иллюстрации на ее страницах легко распознаются незрячими детьми, детали рисунков зачастую можно привести в движение, а ручное исполнение книги из приятных экологически чистых материалов вызывает у детей положительные эмоции при её обследовании.

Но, для того, чтобы книга была не только приятной, но и полезной для развивающийся психики незрячего ребенка к её изданию предъявляется ряд требований связанных с техникой безопасности, с удобством и эффективностью преподносимого материала для детей с нарушением зрения.

Функции тактильных изданий многообразны. Это развитие комплекса практических умений, формирование и совершенствование исследовательских действий, развитие зрительно–моторных координаций, ориентировки на плоскости и в пространстве, а так же бытовой ориентировки.

Исходя из эффективности таких изданий при работе с незрячими детьми, сотрудниками библиотеки совместно с волонтерами  изготовлены яркие дидактические пособия – полисенсорные игрушки, а также тактильные рукодельные книги.

Тематика имеющихся у нас тактильных изданий разнообразна: книги по мотивам известных рассказов и сказок, издания посвящённые познанию окружающего мира. Данные тактильные книги в сочетании с работой педагогов-психологов библиотеки позволяют детям с нарушениям зрения приобщаться к книге и чтению, развивать мышление и речь, расширять свой художественный и социальный опыт.