Когда инклюзия будет работать?

На современном этапе развития общество пришло к идее внедрения инклюзивного образования, предполагающего совместное обучение детей с инвалидностью и без в одном классе по общей утвержденной федеральной программе. Появление новой образовательной парадигмы связано с улучшением материального и социального благополучия общества, с укрепившимися в результате этого гуманистическими идеями, а также с изменением социальных запросов. В результате меняется и представление об идеале человека, на сегодняшний момент — это гармонично развитая личность, обладающая достаточным спектром компетенций для комфортного существования в постоянно меняющемся мире высоких технологий; личность, обладающая творческим потенциалом, стремящаяся к самореализации, к саморазвитию; хороший профессионал, человек устойчивый, гибкий и терпимый. Воспитанию такой личности должна способствовать новая концепция системы образования, предполагающая внедрение компетентностного подхода, использование новых технологий обучения и в том числе, реализацию программ инклюзивного образования. Переход к инклюзии поддержан рядом законодательных инициатив по всему миру.

Однако, несмотря на это, многие скептически относятся к идее реализации инклюзии в педагогике. Частично эти опасения имеют профессиональные основания, частично они связаны с предрассудками и социальной незрелостью общества, нежеланием принимать различия. Действительно, неграмотное воплощение идеи инклюзии будет означать дополнительную нагрузку для педагогов общеобразовательных школ, снижение качества и интенсивности образования. Кроме того, существует

опасность того, что преподаватель не справится с классом, не сможет создать продуктивную и доброжелательную среду, а это потенциальная опасность для ребенка с ОВЗ стать изгоем. Но если грамотно подойти к внедрению инклюзии и помнить о том, что инклюзия это больше чем интеграция, и что она (обязательно) предполагает перестройку системы, то инклюзивная образовательная парадигма в полной мере способна удовлетворить потребности и запросы современного общества.

Для успешной реализации инклюзии необходимо во-первых, взаимосвязь и полноценное взаимодействие всех компонентов инклюзии (педагогического состава, специалистов ПИПК, родителей ребенка с ОВЗ, школьной администрации, социальной политики и самого особенного ребенка). Во-вторых, -использование активных инновационных методов обучения, не раз доказавших уже свою эффективность. Таких например, как «совместное преподавание», «совместное обучение», использование игровых, проектных и театральных приемов обучения, метод «мозгового штурма», метод «естественного подхода», стратегию «временной задержки», а также следование принципу деятельностного характера обучения [1].

В-третьих, для реализации инклюзии требуется лучшее оснащение и грамотное финансирование школ. Например, на западе (в частности в Финляндии) выделение средств происходит на каждого конкретного ребенка. Кроме того, с 2011г в стране началась программа по интенсивной поддержке, на трех уровнях — это общая поддержка, интенсивная и специальная. Такая организация обучения, и, в первую очередь, использование технологии «непрерывной поддержки», предполагающей оказание при необходимости дополнительной интенсивной помощи вне общеобразовательного класса, способствовали тому, что за 20 с небольшим лет Финляндия из страны с

развитой традицией сегрегированного обучения превратилась в одного из лидеров инклюзивной педагогики, и на протяжении уже более 10 лет показывает лучшие результаты по международной программе оценки общего уровня знаний школьников PISA [2].

Еще одним существенным моментом является вопрос подготовки кадров. Для успешной реализации инклюзии необходима специальная подготовка педагогов, в результате которой учителя могли ознакомиться со спецификой, принципами и подходами работы в условиях инклюзии, приобрели навык работы в команде. Обязательным условием является предоставление в школе ставок для дополнительных педагогов, тьютора, дефектолога. Соблюдение данных принципов вероятно потребует дополнительного финансирования и затрат на сферу образования, с другой стороны все эти вложения окупятся в будущем, поскольку легче сейчас вложить в образование и воспитать людей готовых к самостоятельной жизни, подготовить компетентных профессионалов, чем потом тратить гораздо большие средства на содержание социально неблагополучных граждан.

Принципиальным условием является соблюдение определенного процента наполняемости — не более 10% детей с ОВЗ в классе — это 1-2 человека. В противном случае, педагогу по объективным причинам будет практически невозможно организовать продуктивную работу. Важно помнить, что инклюзия вовсе не предполагает полный отказ от специального образования, и далеко не всегда ребенку по медицинским показаниям будет действительно полезно целый день проводить в массовой общеобразовательной школе. Кроме того, далеко не все родители особенных детей готовы опробовать инклюзию, многие из них предпочитают обучение в специализированных школах/классах или надомную форму обучения, при

которой их детям в большей степени будет оказываться индивидуальный подход. Однако, важно осознавать, что исключительно «надомный» вариант обучения препятствует социализации.

Таким образом, переход к новой концепции обучения с одной сторы, является закономерным и более чем логичным, с другой — требует серьезных системных преобразований, затрагивающих как нормативную, так и материальную базу, а также поднимающих ворос о необходимости дополнительной подготовки/переподготовки педагогов, выделении ставок под тьюторов, о проведении ряда мероприятий, направленных на устранение, так называемых, системных барьеров, а также на формирование положительного социального отношения к людям с инвалидностью и процессу их интергации в общество.

литература

1.Колтакова Я.Г. Принципы, стратегии и приемы инклюзивного обучения/ Я.Г. Колтакова – Воронеж: Известия ВГПУ. – 2016. – №4(273) –С.14-17.

2.EASPD (2011): Dissemination Executive Summary Paper: EASPD-Barometer of Inclusive Education in Selected European Countries, Brussels/Siegen, ZPE, University of Siegen

текст Янина Колтакова. Аспирант кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ. Ведущая рубрики «обычная педагогика для необычных детей»