Игры с незрячим и слабовидящим ребенком

Игры с незрячим и слабовидящим ребенком

Развитие игровой деятельности у детей с нарушениями зрения способствует их гармоничному и всестороннему развитию, поскольку именно через игру ребенок начинает познавать окружающий его мир, получает новые знания и учится общению со сверстниками.

Когда незрячий ребенок подрастает, родители сравнивают его поведение с поведением зрячих сверстников. Они начинают понимать, что их ребенок не такой, как у всех, расстраиваются и в очередной раз разочаровываются в успехах своего малыша.

Не лишайте своего чада детства, будьте с ним рядом и помогите ему научиться играть в игрушки и игры с другими детьми.

Знакомство с игрушками

Незрячий новорожденный ребенок – это пассивный ребенок, которого необходимо научить не только держать головку, сидеть и ходить, но и держать игрушку в руках, играть с ней.

Знакомство с миром игрушек следует начинать уже с 4-5 месяцев. Покажите малышу, как правильно держать игрушку в руках. Конечно, предпочтительнее всего маленькая, легкая и удобная для захвата погремушка. Кроме погремушек, у ребенка должны быть музыкальные игрушки для того, чтобы он учился ориентироваться на слух.

В возрасте 8-11 месяцев, когда малыш научится самостоятельно сидеть, необходимо показать, какие манипуляции можно совершать с игрушками: держать поильник двумя руками, бросать мяч, стучать руками в барабан, нажимать по клавишам музыкальных инструментов так, чтобы они звучали.

С ребенком необходимо постоянно разговаривать и описывать ему, что происходит вокруг. Рассказывая о предметах и вещах, находящихся рядом, мы тем самым побуждаем его к активности, стремлению их найти. Это развивает поисково-исследовательскую деятельность, любознательность.

Игрушек должно быть достаточно много, чтобы ребенок мог различать разные формы и детали. Когда вы даете ребенку новый предмет, подробно опишите его (цвет, форма, из каких деталей состоит), покажите, как с ним обращаться. Например, если это машинка (желательно, чтобы у нее открывались двери), можно упомянуть про четыре колеса, капот, фары, багажник и т.д. Постепенно ребенок учится совершать различные манипуляции с игрушками: собирать и разбирать пирамидку, матрешку, строить башенку из кубиков.

Родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием малыша и непрерывно стимулировать его на познание нового: как только он хорошо овладел определенными действиями с одной игрушкой, следует предложить ему другую, более сложную в освоении.

Необходимо помнить тот факт, что незрячие дети до 4-5 лет боятся мягких игрушек и не хотят с ними играть. По этому поводу не стоит беспокоиться: через некоторое время ваш малыш сам попросит мягкую собачку и будет укладывать ее спать в свою кровать. Некоторые незрячие дети также с осторожностью относятся к игрушкам из металла – тактильно они холодные, неприятные.

Если незрячий ребенок отталкивает, бросает игрушку и не проявляет к ней никакого интереса, не расстраивайтесь. Пока ваш малыш не может сам догадаться, какие действия нужно с ней совершать, его просто необходимо этому научить. Следует запастись терпением.

Предлагая ребенку новую игрушку, опишите ее: «У меня в руках дельфинчик, у него есть плавники, он живет в море». Если малыш не проявляет интереса, начинает отталкивать игрушку и кричать, что он не хочет играть, то отложите знакомство с ней. Через несколько часов предложите посмотреть на эту же игрушку снова, но другим способом. Спокойным голосом скажите: «Посмотри, что это?» и дайте игрушку ребенку сразу в руки. Если малыш заинтересовался, стал ее изучать, то продолжите рассказ об этой игрушке.

Рекомендации по выбору игрушек

Игрушки по функциональному назначению можно разделить на группы:

  1. Игрушки, направленные на развитие мелкой моторики рук. К ним относят игрушки, в которых много застежек, кнопок, шнурков, отверстий, поворотных механизмов, выключателей, а также игрушки с различными покрытиями и фактурой (пушистые, шерстяные, гладкие, матовые). Занятия с такими игрушками помогут незрячему ребенку развить тактильную чувствительность пальцев рук и научиться сравнивать предметы по форме и размеру.
  2. Игрушки, направленные на развитие слуха. К этой группе относятся все музыкальные и звуковые игрушки. Они помогают незрячему ребенку научиться различать разнообразные звуки, которые его окружают, а также ориентироваться в пространстве на слух.
  3. Игрушки и игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка. К этой группе можно отнести игры-конструкторы типа «Времена года» или «Зимние каникулы», шнуровку-раскраску «Белка», рамку-вкладыш «Большая геометрия», игрушку-балансир «Луна и звезды», настольные игры «Третье лишнее», «Что пропало» и др.

С двухлетнего возраста необходимо познакомить незрячего ребенка (независимо от того, мальчик это или девочка) с куклой, поскольку именно кукла представляет собой модель человека. С ее помощью ребенок может увидеть себя со стороны, представить соотношение частей тела человека. Игра с куклой дает возможность незрячему ребенку использовать свой жизненный опыт и перенести те действия, которые он сам совершает, на объект игры. С помощью куклы можно научить бережному отношению к окружающим, близким, общению со сверстниками и заботе о животных. 

Успех в достижении этих целей заключается в правильном подборе куклы. Она должна быть средних размеров (30-35 см), с четко выделенными деталями, лучше из твердой пластмассы, чтобы при надавливании на лицо черты игрушки не деформировались. Оденьте куклу так, чтобы она напоминала вашего ребенка: если у вас сын – то одежду мальчика, а если дочь – одежду девочки.  Наполните игровую зону разными наборами сезонной одежды для куклы, посудкой, мебелью соответствующего размера, кроваткой с постелью. Такой набор игрушек способствует формированию сюжетно-ролевой игры как у незрячих и слабовидящих детей, так и у зрячих сверстников.

Чтобы незрячего ребенка научить играть в сюжетные игры типа «Дочки-матери», «Парикмахер», «Больница», ему необходимо овладеть отдельными предметными действиями с куклой. Например, нарядить ее на прогулку, накормить, напоить, уложить спать, постирать одежду, приготовить еду, померять температуру, отметить праздник или День рождения. Когда ребенок освоит отдельные действия, в дальнейшем их можно будет объединять в сюжет игры.

Организация игровой зоны

Для эффективного обучения желательно организовать постоянную игровую зону, где каждому предмету будет отведено свое место. Когда ребенок захочет поиграть, ему не составит труда найти необходимую игрушку. Взрослые могут также попросить малыша принести зайку и посудку, чтобы вместе поиграть, например, в чаепитие.

Другую важную роль в организации игровой деятельности имеет распорядок дня, который желательно установить как можно раньше. Ежедневный режим должен включать не только прогулку на свежем воздухе, питание и дневной сон, но обязательно игровое время. Рекомендуется играть утром, после дневного сна и вечером.

Особое внимание стоит уделять сюжетно-ролевым играм. Следует учесть тот факт, что дети до 3-4 лет не могут обойтись без активного участия в игре взрослого. Если малыша постоянно оставлять одного среди игрушек, в бездействии, то у него могут появиться навязчивые и бессмысленные движения, которые, в свою очередь, приведут к расстройствам аутистического спектра. Задача родителя или педагога здесь – научить ребенка взаимодействовать с игрушками, предметами и другими детьми.

Необходимо стремиться задействовать в игре осязание, обоняние и вкус, что важно для развития компенсаторных способностей ребенка. Совместно с ребенком выберите сюжет, подберите персонажей, распределите между ними роли. Незрячие дети не могут в полном объеме подражать действиям взрослого. Направляя руки ребенка, мы тем самым показываем, какие движения ему следует совершать руками и телом.

Помните о важности развития двигательной активности, включите в ежедневный распорядок подвижные игры. Дети в возрасте 5-7 лет уже вполне способны самостоятельно играть друг с другом. И если ребенок ранее освоил предметные действия, то ему будет легко наладить контакт и со своими сверстниками.

Здесь также есть свои правила. Сначала научите малыша отдельным практическим действиям с мячом: бросать мяч в разные направления – вперед-назад, влево-вправо, вниз-вверх, а также катать. Это не только побуждает ребенка двигаться, но и учит его ориентироваться в пространстве.

Процесс обучения игре длителен и сложен, но при соблюдении определенных рекомендаций можно достичь желаемых результатов:

–  Постоянно расширяйте представления ребенка об окружающих его предметах (называйте их, рассказывайте об их внешнем виде, свойствах, признаках, особенностях, показывайте по возможности способы их применения).

– Предоставьте своему малышу возможность обследовать предметы, разные по форме, фактуре, назначению.

–  Если ребенок сам захочет познакомиться с новыми предметами (игрушками), не мешайте ему, а, наоборот, создайте условия для проявления самостоятельности.

– Выбирайте игрушки, исходя из возможностей и интересов ребенка. Они должны быть из разных материалов (резина, пластмасса, дерево), средние по размеру, с четко выделенными деталями и выглядеть реалистично. Например, если это зайчик, то он должен быть с длинными ушами, с четко выделяющимися четырьмя лапами и маленьким хвостиком.

– Для расширения жизненного (чувственного) опыта и обогащения сюжета творческой игры, необходимо привлекать незрячего и слабовидящего ребенка к выполнению простейших домашних дел, таких как мытье посуды, полов, поливка цветов, уборка игрушек, чистка овощей и пр.

Занимаясь с малышом, помните, что через игру вы можете раскрыть его способности и возможности, расширить творческий потенциал. Ребенок учится общаться и успешно взаимодействовать со сверстниками. Совместные игры также способствуют воспитанию гармоничной и всесторонне развитой личности.

 

Предлагаем игры для незрячих и слабовидящих детей

Игры «Магазин», «Больница», «Парикмахер».

Эти сюжетно-ролевые игры помогают незрячим и слабовидящим детям расширить свой житейский опыт, развивают память, мышление, учат их ориентироваться в пространстве. Здесь важное значение имеет четкое распределение ролей. Поставьте перед ребенком конкретную задачу, но учитывайте при этом его возрастные особенности и способности, чтобы он мог с ней справиться.

Предложите ребенку на выбор поиграть в магазин, больницу или парикмахерскую и распределите роли. Например, в игре «Магазин» взрослый будет продавцом, а ребенок – покупателем, затем можете поменяться ролями. Заранее объясните ребенку, в чем заключается его роль: «Я буду продавать овощи и фрукты, а ты придёшь их покупать».

Игра «Съедобное-несъедобное»

Данная игра ориентирована на развитие мышления, внимания и ловкости. Прежде чем обучать ребенка этой игре, необходимо понимать, что у малыша должно быть расширенное представление о мире предметов и вещей.

Его нужно научить относить предметы к какой-то группе: мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи и т.д. Когда ребенок поймет, что, например, тарелка, кружка, ложка, кастрюля – это посуда, а кровать, диван, шкаф, кресло – это мебель, можно начинать играть с ним.

Взрослый задает вопрос: «Какую ты знаешь мебель?» – «Кровать, диван, стол, шкаф» – «Как можно назвать их одним словом?». Не торопите ребенка, дайте ему подумать, а затем усложните задачу, спросив: «Ботинки – это обувь, а куртка – это что?», «Тарелка – это посуда, а стол – это что?».

Когда ребенок с легкостью будет отвечать на вопросы, предложите ему поиграть в игру «Съедобное-несъедобное». Объясните ребенку, что вы будете давать ему в руки мяч и называть какой-либо предмет, например, «Конфета», а ребенок должен сказать, съедобный этот предмет или же нет. Если ребенок ошибается, то объясните, в чем его ошибка.

«Подвижная игра с колокольчиком»

Эта игра научит вашего ребенка ориентироваться в пространстве. Заранее определитесь с местом проведения игры, необходима свободная площадка. Взрослый с колокольчиком отходит в сторону и звонит в него. Задача ребенка – на звук дойти к взрослому.

Игра «Третье лишнее»

Данная игра направлена на развитие мышления, памяти, внимания и речи.

Положите перед ребенком геометрические фигурки (например, два треугольника и один круг) и поставьте задачу найти лишнюю фигуру. Наподобие можно играть с овощами и фруктами, домашними и дикими животными.

Например, положите банан, апельсин и огурец, поставьте слона, зебру и корову, попросите малыша найти лишнее и объяснить, почему.

Администратор сайта