“Театр ощущений” для незрячих зрителей и с их непосредственным участием.

Театр – одно из самых прекрасных явлений человеческой жизни. Он дарит радость, будит чувства, формирует душу человека, начиная с ранних лет и до самого преклонного возраста. Однако есть категория людей, которая не имеет возможности соприкоснуться к этим великим искусствам, сделать его частью своей жизни в том виде, в котором он существует на сегодняшний день.     

Театр интересен всем, в том числе и людям с ограниченными возможностями.

Центральным событием  Инклюзивного фестиваля «Арт-Ковчег», который традиционно проходит в Казани , стал спектакль для слепых детей «Ежик и туман», поставленный литовским режиссером и создательницей «Театра ощущений» Каролиной Жерните.

«Ежик и туман» — не первая постановка Жерните в России. До этого она срежиссировала «Майскую ночь» в Московском театре кукол: на сцене — новая редакция гоголевского текста, восемь участников с завязанными глазами, украинские песни, лепка вареников и дегустация картошки с укропом.

 В 2014 году «Майскую ночь» номинировали на «Золотую маску» как лучший спектакль-эксперимент.

 

Затем был иркутский театр «Аистенок». Там Каролина в 2015 году поставила «Калифа-аиста» А это – восточный базар, запахи пряностей и волшебное слово «мутабор», напечатанное на раздаточном материале шрифтом Брайля.

«Ежик и туман» – получасовой спектакль, который объединил несколько сказок Сергея Козлова.        Это история про ежа, который возвращается в лес из путешествия по городу и грустит оттого, что люди «грязнят землю»: мусорят, выбрасывают батарейки, портят воздух машинными выхлопами.

Реквизит незамысловатый: за дуновение ветра отвечает лист картона, за журчание реки — корыто с водой и пластиковый стакан, которым артист то набирает, то выливает жидкость, эффект дождя создается беличьими кисточками (ворс макают в воду, а потом проводят им по детским носам и щекам).      Но на ощупь и слух все почти как настоящее. А еще на вкус и запах: во время спектакля дети угощают зверей морковкой, а сами пьют чай с вареньем.

Театр ощущений необычен:  в нем задействованы

три типа актеров: артист как создатель атмосферы,    человек, обеспечивающий безопасность участника;    а также участник как центр спектакля;       ну и  конечно зритель.

Вот мысли режиссера по поводу своего творчества и “Театра ощущений”.

— В каждой пьесе я продумываю момент, когда все три группы делают что-то вместе, создаю ситуацию, в которой зрячие встречаются с незрячими и между ними не возникает неловкостей и барьеров. Мне бы хотелось, чтобы этот опыт люди выносили из театра в жизнь.

— К каждому человеку с завязанными глазами приставлен актер, который заботится, страхует и развлекает. У нас есть спектакль, в котором мы провоцируем взрослых на детские воспоминания. Иногда люди так глубоко погружаются в предложенную игру, что нам становится  и страшно и радостно.

— На подготовку «Ежика и тумана» ушло полтора месяца Почти все упражнения выполняются с завязанными глазами: к примеру, я просила труппу на ощупь определить материал, из которого сделан тот или иной предмет, и рассказать об эмоциях, которые он вызывает. Ни за что не догадаешься, что покажется тебе страшным или неприятным, а что — наоборот.

—  Когда мы выяснили, что сено и молодая трава почти у всех вызывают ассоциации с детством, включили их в спектакль.

— А еще актеры три дня по очереди водили друг друга по городу и театру с завязанными глазами, чтобы лучше понять будущую аудиторию.  Запахи, звуки, прикосновения — все это важно, но еще важнее примерить на себя роль «поводыря», понять, чего хочет человек с потребностями, отличающимися от твоих.

— Мое направление — это драматургия ощущений и ассоциаций, и мне принципиально важно, что на сцене разыгрывается сюжет. Он не всегда понятен участникам, но они совершенно точно его чувствуют.

— Все началось, когда я училась в Литовской академии театра. На одном из студенческих фестивалей нам дали задание придумать театр-утопию, и я поняла, что мой идеал – театр, в котором зритель является главным участником спектакля, а актер ему служит.   А еще я всегда хотела как-то помогать людям, но, так как я не психолог и не врач, мне был нужен свой метод. И вдруг я задумалась: интересно, ходят ли в театр слепые?

— Моей первой работой стал студенческий эксперимент «Сказка для шести чувств».

 — До этого я никогда не сталкивалась со слепыми, поэтому нашла в Вильнюсе специализированную школу — мне нужно было с чего-то начать, познакомиться с такими детьми. Это было открытие: когда мы с однокурсниками впервые приехали к ним, боялись лишний раз прикоснуться, а дети над нами смеялись: «Трогайте нас, бегайте с нами! Давайте играть, нам этого не хватает!».

— Спектакль получился простым, но очень удачным, и я поняла, что направление нужно развивать.
— Сейчас у меня своя труппа из восьми человек.

Мы стали делать спектакли для взрослых, а еще к нам все чаще приходят зрячие.

 

— Сегодня театры во всем мире переживают наплыв зрителей нового типа — тех, кто приходит не получать информацию, а изучать себя. И мы на этот вызов полностью отвечаем.

— Еще мы проводим мастер-классы и тренинги, а недавно организовали экскурсию ощущений в Национальной галерее Литвы. Цель — с помощью звуков, запахов и тактильных ощущений передать слепым эмоцию, которую ощущает зрячий, глядя на картину.

 

 «Театр ощущений» — особое направление и он не останавливается на достигнутом. В данный момент актерская труппа готовит новый спектакль по мотивам биографии Карла Густава Юнга. Премьера запланирована на следующий год и состоится на главной театральной площадке Литвы – в Национальном драматическом театре.

Администратор сайта