Незрячие в Китае

 

Сегодня мы с Вами познакомимся с жизнью незрячих в Китае.

По данным статистики среди 85 млн. инвалидов Китая слепотой разной степени тяжести страдают свыше 20%, то есть 17 млн. человек. В стране активно развивается система образования и реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, формируется  соответствующая ресурсная база, разрабатываются программы вовлечения их в библиотечную жизнь, а также укрепляется законодательство, регулирующее эту деятельность.

  1. Реабилитация инвалидов по зрению.

Началом процесса реабилитации инвалидов по зрению в Китае считается 1988 г., когда была сделана первая операция по удалению катаракты. С 1991 г. в течение шести лет подряд вопросы реабилитации незрячих включались в пятилетние планы развития КНР, а также разрабатывались подробные программы их осуществления. В соответствии с заложенными в планы требованиями организуются медицинские службы, в частности по удалению катаракты, проводится работа по пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, а также по развитию зрительного восприятия слабовидящих. Одновременно с этим укрепляется сотрудничество  с международными организациями. Так, вместе с Lions Clubs International в Китае организовано Движение по профилактике слепоты и лечению устранимой слепоты «Зрение на первом месте»; совместно с Фондом профилактики слепоты Азии осуществлен проект «Передвижной офтальмологический операционный комплекс». Это помогло многим незрячим своевременно получить реабилитационную помощь и существенно улучшить свою жизнь. Поскольку операция по удалению катаракты включена в базовую программу обязательного медицинского страхования, в Китае фактически достигнута цель стопроцентного восстановления зрения после операции.

 Китайская федерация инвалидов, Госкомитет по делам здравоохранения  и Госкомитет по делам помощи бедным слоям населения планируют совместно наладить следующие основные реабилитационные мероприятия: организовать адресные реабилитационные услуги для инвалидов, оказывать незрячим оперативную помощь по лечению катаракты, выбирать для них подходящие трости и проводить обучение, организовать подготовку реабилитантов к самостоятельному передвижению и пространственной ориентировке, оказывать психологическую помощь поздноослепшим инвалидам, выбирать для незрячих подходящие увеличивающие устройства, проводить тренировки зрительной функции и т.д.

  1. Образование инвалидов по зрению

Образование инвалидов является важной неотъемлемой частью системы общего образования Китая. С началом проведения политики реформ и открытости в Китае, обучение инвалидов вступило в период быстрого развития, в результате чего достигнуты большие успехи в образовании инвалидов по зрению.

С 1 мая 2017 года вступили в силу пересмотренные «Правила обеспечения получения образования для инвалидов в Китае». В документе четко определены обязанности центрального и местных правительств различного уровня и соответствующих ведомств в развитии образования инвалидов, конкретно предусмотрены прием слепых детей в школы, деятельность по их воспитанию и обучению, распределение ресурсов, обеспечение учителей всем необходимым, а также финансовые гарантии.

Обязательное образование.

В КНР в рамках  обязательного образования в специализированных школах учатся 35.3 тыс. детей – инвалидов по зрению; в обычных начальных и средних школах совместно со зрячими детьми либо в специализированных классах учатся 27,9 тыс. незрячих детей.

В КНР разработан план «Повышения качества специального образования (на период 2014-2020 гг.), который предусматривает дальнейшее повышение уровня образования незрячих детей и будет целенаправленно осуществляться.

 Министерство образования КНР составило стандарт учебных программ общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором предусмотрены 18 предметов, обязательных в школах для слепых, специально разработан стандарт специфических уроков в областях компенсации дефекта зрения и развития потенциала, в школах слепых организованы курсы пространственной ориентировки, комплексной реабилитации и социальной адаптации.

Образование в старшей школе.

Опросы, проведенные непосредственно Министерством образования КНР, показывают, что в 2015 году:

– 41 обычная старшая школа приняла 66 незрячих детей;

– 211 профессиональных школ приняли 2648 школьников – инвалидов по зрению;

– 35 школ, в которых обычные старшие классы сочетаются с профессиональными, приняли 651 незрячих детей.

В некоторых из упомянутых обычных старших школ организованы специфические курсы для слепых и слабовидящих, включающие пространственную ориентировку и упражнения для развития чувства ритма. А вот в спецшколах курсы комплексного освоения искусства, общей техники и изобразительного искусства организованы еще не очень широко.

Среднее профессиональное образование.

По данным Министерства образования КНР, в 2015 году Китай насчитывал 63 профессиональных училища для слепых. В этих училищах организованы профессиональные курсы иглоукалывания и точечного массажа, медицины и здравоохранения, использования компьютера, компьютерных технологий, кулинарии, настройки фортепиано, домоводства, рукоделия, специализированные курсы кондитера, изобразительного искусства, управления общиной, визуальной коммуникации и дизайна. Стоит отметить, были организованы и другие курсы, в том числе: шитья, керамики, массажа, парикмахерского искусства, технологии выращивания овощей, фруктов и цветов, организации спортивного досуга и управления. Таким образом, школьникам с дефектами зрения предоставляется все больший выбор.

В 2016 году Министерством финансов и Министерством образования КНР была разработана политика, в соответствии с которой с 1 сентября того же года школьники из бедных семей, в том числе с дефектами зрения, освобождены от платы за обучение  и других расходов. Это помогает слепым подросткам получить среднее профессиональное образование.

Министерством образования КНР разработан национальный «План популяризации образования старшей школы и преодоления трудностей», в который включено обучение детей-инвалидов – одна из самых больших трудностей, требующих твердости в преодолении. Это станет действительным обеспечением права на получение образования в старших классах детей-инвалидов, в том числе и школьников с дефектами зрения.

Высшее образование.

В 1987 г. Институт специального образования Чанчуньского университета впервые были приняты инвалиды по зрению и слуху по методу «отдельно сдать экзамены, отдельно принять в институты». Это позволило восполнить пробелы в высшем образовании для инвалидов Китая. В течение 30 лет количество китайских вузов, доступных для людей с проблемами здоровья, достигло 21, среди них 4 принимают только инвалидов по зрению и 5 – инвалидов и по зрению, и по слуху.

В 2014 г. для незрячих абитуриентов начали оформлять задания для выполнения на вступительном испытании рельефно-точечным шрифтом Брайля. А на следующий год Министерство образования КНР и Китайская федерация инвалидов совместно выпустили «Положение об участии инвалидов в едином государственном экзамене», в котором утверждено требование предоставлять слепым поступающим задания для выполнения на вступительном испытании, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, а слабовидящим – увеличенным шрифтом. В 2017 г. в Положение внесено дополнение: при необходимости для выполнения задания абитуриенту должно быть предоставлено электронное увеличивающее устройство без функций памяти.

В 2014 г., при поддержке и под руководством Госкомитета по выдаче академического диплома, Министерства образования КНР и Института образования и экзамена Пекина, Пекинский объединенный университет получил право вручать инвалидам по зрению академический диплом аспиранта по специальности «клиническая медицина» (китайская медицина), и в соответствии с требованием единого государственного экзамена организовал прием в аспирантуру по методу «отдельно сдать экзамены, отдельно принять в институты», что имело исключительное значение в истории высшего образования китайских инвалидов.

В настоящее время студенты с дефектами зрения занимаются иглоукалыванием и точечным массажем, музыковедением и музыкальным исполнительством, реабилитологией, технологией реабилитационного лечения в высших училищах.

  1. Трудоустройство инвалидов.

Трудовая занятость – основное условие жизни каждого человека. В Китае придают большое значение обеспечению права инвалидов на труд, оказывают всемерную поддержку тем, кто имеет потребность в трудоустройстве и способен к трудовой деятельности, помочь им реализовать свою цель и стать полноправными участниками общественной жизни, рассчитывающими на свои силы, а не на помощь от государства, родных и близких.

В Китае действуют законодательные акты, регламентирующие труд инвалидов. В 2007 г. был принят закон «Правила трудоустройства инвалидов», в 2008 году внесены поправки в закон «О социальной защите инвалидов». Законодательная система, связанная с вопросами трудоустройства, постоянно совершенствуется.

Местные правительства и федерации инвалидов создают базы данных, о каждом незрячем в трудоспособном возрасте. При этом прилагаются  целенаправленные усилия по профессиональному образованию и профессиональной подготовке потенциальных работников. 

Трудоустройство инвалидов по зрению строится следующим образом: пропорциональная занятность, занятность на успешных предприятиях (с высоким уровнем дохода), частичная занятность и гибкая занятность. Кроме того, в Китае традиционной профессией инвалидов является массаж. Как известно, незрячие люди отличаются повышенными чувствительностью и сосредоточенностью, что способствовало распространению в Китае массажа среди слепых в 50-е гг. XX века. По данным статистики, в 80-е гг. слепых массажистов в Китае насчитывалось менее 5 тыс. человек, а к 2017 г. их количество достигло 110 тыс. Открыто 17173 учреждения лечебного массажа, в которых работают незрячие. Китай насчитывает свыше 50 средних учебных заведений, а также 3 учебные заведения, дающие степень бакалавра, где организована профессиональная подготовка по специальности «массажист» и родственным с ней специальностям.

  1. Чтение книг.

Китайская государственная библиотека для слепых (КГБС) является крупнейшей библиотекой и культурным центром для инвалидов по зрению в Китае. К настоящему времени общий фонд библиотеки насчитывает 19873 названия (300 тыс. экземпляров) изданий, выпущенных шрифтом Брайля и укрупненным шрифтом, а также 445300 экземпляров «говорящих» книг на компакт-дисках.

Китайская цифровая библиотека для слепых с установленной мощностью памяти 20 терабайт формируется в соответствии со спецификой восприятия информации незрячими читателями. Она обладает уникальным фондом специализированных ресурсов и представляет различные виды обслуживания для слепых читателей: онлайн-чтение книг из коллекций библиотеки, индивидуальную помощь в использовании цифровых ресурсов библиотеки, дистанционное обучение и подготовку к работе на компьютере, выставки и консультирование, помощь в оплате коммунальных услуг. К настоящему времени Цифровая библиотека включает: 3999 названий электронных брайлевских изданий для онлайн-чтения, 12479 названий «говорящих» книг общей продолжительностью звучания 45 тыс. часов, 156 тыс. названий электронных книг; кроме того, она имеет специфическую базу данных периодики и другие богатые ресурсы. В 2017 г. насчитывалось 55000 зарегистрированных читателей, которые свыше 2 млн. раз за год воспользовались услугами Цифровой библиотеки.

За 2019 г. Китайской государственной библиотекой для слепых организовано 909 культурно-массовых мероприятий для читателей, в том числе лекции специалистов в разных областях знания, литературные, музыкальные салоны и салоны китаеведения, художественной декламации, творческие выступления слепых, занятия по подготовке к обучению брайлевской грамотности, массажу, игре на аккордеоне, литературному творчеству, подготовке работе на компьютере, просмотры фильмов с тифлокоментариями. В целом они привлекли 29539 незрячих посетителей.

Стало традицией проведение в библиотеке ежегодных конкурсов «Я – энциклопедиЯ», «Я – лучший читатель», «Я – лучший знаток китайской медицины», которые пользуются большой популярностью.

Благодаря внедрению интернет-технологий и вспомогательных информационных технологий информационными ресурсами, книжными фондами, разнообразными услугами, включая подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий, Китайской цифровой библиотекой для слепых могут одновременно пользоваться на договорной основе 21 специальная библиотека, 52 небольших филиала, 443 читальных зала для слепых в общедоступных библиотеках и 110 спецшкол, где учатся слепые и слабовидящие дети. Построены сети и модели библиотечного обслуживания, основанные на совместном использовании ресурсов, взаимодополняемых преимуществах, взаимовыгоде и обоюдном выигрыше, а также развитии взаимодействия. В результате такой работы инвалидам по зрению всей страны предоставляется своевременное, эффективное и адресное обслуживание.

Источник: Зарубежный тифломир [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [б. и.], 2012–    .Вып. 9 : [12+] / [пер. с кит. — Бао Гохун ; сост. Е. В. Захарова]. — 2018. — 38 с. — ISBN 978-5-6041365-2-2.

«© Российская государственная библиотека для слепых»

http://rgbs.ru/publishing/izdaniya-rgbs/otpechatano-v-tipografii/page/3/

Администратор сайта