НЕЗРЯЧИЕ ЯПОНИИ. Инклюзивное образование в Японии

Здравствуйте, уважаемые подписчики, мы продолжаем рассказ о жизни незрячих в Японии. Сегодня речь пойдет об особенностях инклюзивного образования в Японии.

Публикация доступна в текстовом и аудиоварианте.

За последние несколько десятилетий система образования во всём мире кардинально изменилась и возможность обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах стала важной задачей для многих стран. Показатель успешной инклюзии в образовании – это совместное взросление разных детей и принятие всеми членами общества их различий. Японию принято считать передовиком инклюзивного образования.

В короткое время эта страна перешла от дискриминации инвалидов до создания им необходимых условий и включения их в общество. Фактически ещё с 1970-х годов Правительство Японии начало разрабатывать нормативные акты, способствующие расширению возможностей образования инвалидов. Основные законы, закрепляющие национальные стандарты и политику государства относительно лиц, имеющих физические отклонения, были приняты в 1990 году – это законы «Об образовании» и «О защите инвалидов».

Также в Японии создана Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране.

Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Не просто стремление быть как все, а реализация собственных возможностей и способностей.

В Японии вовлеченность особенных детей в социум начинается с детского сада и продолжается до высшей ступени школы. С самого раннего возраста детей учат гуманному отношению к инвалидам, прививают навыки заботы о лицах, нуждающихся в посторонней помощи. Это реализуется путём совместного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, участия в совместных играх.

Родители особенных детей имеют право выбора, в каком дошкольном (учебном) учреждении будет обучаться ребенок. Это могут быть как специализированные учреждения, так и обычные. В большинстве своём родители предпочитают, чтобы их дети росли среди своих сверстников в обычных условиях. При этом в Японии вся инфраструктура построена таким образом, что человек с ограниченными возможностями не испытывает явные затруднения в передвижении и общении.

Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и поступают в начальную школу. Так особые потребности детей реализуются в общеобразовательных школах. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.

Примечательной особенностью инклюзивного образования в школе является организация так называемых комнат ресурсов. Обычно эта программа действует для начальных и средних школ. Это пространство, где дети-инвалиды, обучающиеся в обычных школах, могут получить консультацию специалистов. Такая программа действует для детей с диагнозами аутизм, различными расстройствами слуха, речи и зрения, эмоциональными нарушениями. Здесь учат управлению эмоциями, общению, пространственной ориентации, подвижности и физическому труду, способствуют выработке привычек повседневной жизни.

Помимо обучения в малых подгруппах и действия комнат ресурсов для некоторых детей предусмотрены тьюторы (наставники), которые могут осуществить индивидуальную помощь детям. Для детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, учитывающие анамнез, результаты психологического и социального тестирования.

Если в России существует тенденция сокращения коррекционных школ с развитием инклюзивного образования, то в Японии реализуется модель «сосуществования». Наряду с инклюзией существуют специальные школы для детей с нарушениями в развитии, так же охватывающие все ступени обязательного образования.

Коррекционно-развивающая школа должна предоставлять любую помощь, необходимую для обучения детей разного возраста, которым требуется особая поддержка в плане образования. Она должна соответствовать всем требованиям детского сада, начальной, младшей средней и средней школы. Кроме того, школы для незрячих совершенствуют и развивают свои функции как образовательные центры для незрячих в своем районе и оказывают разнообразную поддержку в виде консультаций и наставлений для незрячих детей, учащихся и их опекунов, и дополнительную поддержку учителям, в том числе учебными материалами, приборами и оборудованием.

Для успешного внедрения инклюзивного образования учителя японских школ проходят специальную подготовку. Работа с особыми детьми требует дополнительных навыков коммуникации, изучения психологии, медицинской помощи. Результатом работы учителей является воспитание детей таким образом, чтобы в дальнейшем обычные и особенные дети могли понимать друг друга, работать вместе, полноценно жить в одном обществе. Обучение детей с ограниченными возможностями требует немалых финансовых затрат, как правило создание нормальных условий для таких детей увеличивает стоимость расходов до 10 раз. Основная часть финансирования осуществляется государством.

По окончанию обучения у инвалидов есть реальные возможности трудоустройства. Существуют льготы для компаний, предоставляющих рабочие места для людей данной категории.

Отдельным пунктом стоит отметить отношение к инвалидам в стране. Здесь не принято проявлять жалось, обращать внимание на особенности, ведь люди с инвалидностью – полноценные члены общества. В общественных местах можно увидеть, как дети на экскурсиях ненавязчиво и корректно помогают своим одноклассникам с ограниченными возможностями. По инициативе детей часто организуется совместный отдых с семьей такого ребенка. В целом в Японии действительно адаптируется среда под потребности человека. К примеру, середина тротуара может быть вымощена специальной рифленой плиткой, которая служит ориентиром для незрячих людей. Во многих местах установлены таблички со шрифтом Брайля. Также существует опыт по привлечению инвалидов разных категорий для тестирования новых зданий, чтобы выяснить, насколько возможно их беспрепятственное передвижение.

Профессиональное обучение в школах для инвалидов по зрению включает традиционные восточные амма-массаж и акупрессуру, акупунктуру и игнипунктуру. После прохождения курса подготовки учащиеся получают государственный сертификат.

Обучение методикам физиотерапии происходит в старших классах средней школы для незрячих в течение трех лет. Прошедшие этот этап могут поступить на основной курс. Организуются учебные медицинские кабинеты, в которых учащиеся проходят клиническую подготовку под руководством преподавателей, имеющих как учительскую лицензию на занятие традиционным японским массажем, общим массажем, точечным массажем и акупунктурой. Среди учащихся много поздно ослепших и слабовидящих в возрасте старше 30 лет. Занятия с ними проводятся с учетом особенностей их развития, личностных характеристик и соблюдения этических норм.

Использование выпускников спецшкол в качестве медработников дает компаниям ряд преимуществ: снижение налогов за счет предоставления рабочих мест инвалидам, повышение производительности труда, улучшение имиджа организации, повышение благосостояния сотрудников. Следовательно, от компаний можно ожидать большего числа вакансий. Такие компании – хорошая возможность построения карьеры для получающих в школах для незрячих специальность медицинского работника или физиотерапевта.

В Японии поддерживается стремление незрячих к получению высшего образования. Государственным экзаменационным центром по приему в университеты делается все возможное – от подготовки экзаменационных листов по Брайлю до оценки работ абитуриентов, выполненных также рельефно-точечным шрифтом. В этом случае время экзамена увеличивается в 1,5 раза, и абитуриенты могут сдавать его в отдельном помещении с использованием брайлевской печатной машинки, абака и других вспомогательных устройств. Для слабовидящих время экзамена также увеличивается, и они тоже могут сдавать экзамен в отдельном помещении с использованием лупы и иных приспособлений.

Каждый год в университеты и колледжи низшей ступени поступает от 30 до 40 инвалидов по зрению. В основном это выпускники школ для слепых, и 50-60% из них владеют брайлем. В последнее десятилетие они стали поступать на географический факультет, факультет истории Японии, физический и химический факультеты, которые в прошлом не принимали тотально незрячих студентов.

Технологический университет Цукубы – один из трех старейших национальных университетов и единственное высшее заведение в Японии для инвалидов по зрению и слуху. В нем организован медицинский факультет (с такими профилирующими дисциплинами, как акупунктура, игнипунктура и физиотерапия), на который принимают до 120 человек. Часть студентов принимают также на факультет проектирования информационных систем. При университете создан Центр поддержки исследований в области образования инвалидов, цель которого – совершенствование методик обучения в высшей школе для инвалидов и помощь будущим абитуриентам.

Источники:

https://galitravel.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie/

http://rgbs.ru/publishing/izdaniya-rgbs/otpechatano-v-tipografii/zarubezhnyj-tiflomir-5/

Зарубежный тифломир [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2012–    .

Вып. 8 : [аналит. обзор] : [12+]

/ [пер.-сост. Г. С. Елфимова]. — 2017. — 41 с.

«© Российская государственная библиотека для слепых»

Администратор сайта