Слепота и слабовидение оказывают отрицательное воздействие на физическое развитие ребенка, его двигательную подготовленность, мобильность, умение ориентироваться в пространстве. Это является причиной возникновения формировании некоторых личностных качеств.
Слепого ребенка необходимо учить вставать на ноги, чтобы к моменту, когда он будет готов физически ходить, уже имел навыки вертикального стояния, умел балансировать руками.
Практические работники специальных школ предлагают широко использовать физические упражнения, игры, применять технические средства в обучении слепых и слабовидящих детей ориентировке в пространстве, навыкам и умению самостоятельного передвижения.
Прежде всего необходимо научить детей ориентироваться на местности, развивать у них наблюдательность, внимание, быстроту реакции, чувство пространства.
Важное значение имеет умение определять направление, расстояние, скорость, рельеф дороги, звуки и другие особенности. Это требует разнообразных форм работы, творческого подхода к выбору специальных упражнений, игр и заданий.
Занятия должны проходить в форме игры, ребенку должно быть интересно. Существует достаточное количество примеров игр. Сначала осваивают простейшие, затем усложняют.
Некоторые примеры игр предложены ниже:
«Следи за сигналом!»
Ребята свободно ходят по залу или площадке. По сигналу (один свисток – дети начинают ходить, высоко поднимая колени, два свистка – ходьба с широкой амплитудой движения рук; три свистка — ходьба строевым шагом и т. д.). Выполнять задание необходимо точно. Игрок, который ошибается или выполняет ходьбу неправильно (низко поднято колено, плохая амплитуда движений рук, отсутствие согласованности движений) становится за линию штрафников и получает штрафное очко. Побеждает тот, кто с наименьшим количеством штрафных очков выполнит задание.
«Кто быстрее?»
Дети выполняют быстрый бег на месте, высоко поднимая колени. Подсчитывается количество шагов, сделанных за 5 сек. правой ногой. Полученная цифра умножается на два (определяется количество шагов двумя ногами). Выигрывает тот, кто за 5 секунд сделает больше шагов. Берется лучший результат из двух-трех попыток
Вариант игры: разделив учащихся на три-четыре команды, провести соревнование между командами.
«Мы — солдаты»
Учащиеся выстраиваются парами. (Под счет учителя хлопки, марш) каждая пара старается пройти мимо учителя так, как xoдят солдаты (чеканя шаг, держа корпус и голову прямо, широко размахивая руками). Выигравшая пара становится ведущей.
«Мы— дружные ребята!»
Дети делятся на команды по три-четыре человека в каждой. Команда, вызванная для выполнения задания, выстраивается в колонну по одному, держа в правой руке длинную гимнастическую палку. Под музыку дети выполняют движения: отводят палку вперед и назад. Выигрывает команда, правильно выполнившая задание (под музыку с должной амплитудой движения).
Вариант игры: игру можно провести, выполняя движение обеими руками вместе; то же задание, выполняя ходьбу на месте или с продвижением вперед.
«Ходим в шляпах»
Играющие стоят. По команде «шляпы надеть» они кладут на голову «шляпу» – мешочек с песком массой 150—200 г или дощечку. Проверив осанку детей, учитель дает сигнал к ходьбе. Дети должны широким, свободным шагом, с должной амплитудой движений рук и ног, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала, и он не нарушил осанку, а движения рук и ног выполнялись с хорошей амплитудой.
«Приглашение»
Дети (две команды) сидят на гимнастических скамейках на противоположных сторонах зала лицом к центру. По указанию учителя одна команда приглашает другую на соревнование на лучшую ходьбу. Один из участников встает, подходит к сидящим напротив и приглашает любого. Соревнуясь в красивой ходьбе, дети проходят мимо учителя, который и определяет победителя. Победитель берет на свою сторону проигравшего участника. Выигрывает команда, переведшая на свою сторону больше участников.
Необходимо помнить, обстановка дома, в детском саду должна быть доброжелательной, чтобы снять напряжение у таких детей.
Необходимо постоянно помогать детям приобретать практические знания об окружающей их обстановке, информировать о малейших изменениях в перестановке мебели, инвентаря, других предметов.
В библиотеки имеется специальная литература, изучив которую, родители могут помочь своим детям вырасти активным, мобильным членом общества.
#библиотека_короленко#ориентирование_незрячих#походка_незрячих#обучение_ориентирования_незрячих