Особенности незрячих детей дошкольного возраста

Предлагаем послушать свежую аудиопрограмму библиотеки Короленко из рубрики “Популярная психология”. Детский психолог Юлия Борисова расскажет об особенностях незрячих детей дошкольного возраста.

Аудиозапись дублируется текстом.

В обществе остается открытым вопрос о социальной интеграции детей и взрослых инвалидов разных категорий как равноправных членов этого общества. Родители незрячих детей совместно со специалистами направляют свои силы на реабилитацию и адаптацию ребенка к социальной среде. Это необходимо для того, чтобы ребенок в более старшем возрасте мог сам себя обслуживать, выработал различные способы компенсации слепоты, научился ориентироваться в окружающем пространстве, а также овладел современными теплотехническими средствами.

В процессе взросления незрячий ребенок должен перейти на следующий этап своего развития, а именно овладеть навыками игры в коллективе, умению общаться со сверстниками (как с незрячими, так и с нормально видящими). Необходимо научиться договариваться, делиться, меняться игрушками с другими детьми. И вот для того, чтобы ребенок успешно интегрировался в общество, нам и нужна подходящая социальная среда, которая поможет научит его коммуницировать, познакомит с общепринятыми нормами и правилами.

Обществу необходимо знать особенности поведения незрячих детей, для лучшего совместного общения и понимания. Предлагаю рассмотреть основные отличительные черты незрячих детей, которые вы можете заметить при встрече.

1) Эхолалия — это автоматическое повторение услышанных фраз или слов без понимания глубокого смысла.

Многие дети в период активного развития речи становятся маленькими попугайчиками – ни повторяют за взрослыми разные слова и фразы. Именно так практикуется произношение, расширяется словарный запас. Но стоит насторожиться, когда ребенок в более старшем возрасте повторяет слова и фразы за взрослыми. Такое состояние называют эхолалия, которая может сопровождать неврологические нарушения и характеризуется отставанием в речевом развитии.

Приведем пример. Незрячий ребенок проехал в общественном транспорте, где звучало радио. Дома он начинает повторять все то, что услышал в транспорте, отвечать вопросом на вопрос. Получается странный диалог:

– Ты хочешь пить, играть? – спрашивает родитель.

– Ты хочешь пить, играть, – отвечает ребенок.

2) Низкая познавательная активность.

Ребенок не проявляет самостоятельного интереса к предметам. Его необходимо постоянно побуждать познавать окружающий его мир: вкладывать в его руки игрушки, описывать, как выглядят эти предметы, и показывать, как в них играть. Если ничего не предпринимать, то у ребенка будет наблюдаться отставание в развитии и возникнут навязчивые состояния.

Подробнее об этом вы можете прочитать в статье на нашем сайте «Игры с незрячим и слабовидящим ребенком».

3) Стереотипное поведение.

Незрячие дети могут качаться из стороны в сторону, надавливать на глазные яблоки, качать головой, топать ногами, постукивать по столу пальчиками. Для них также характерно производить странные манипуляции с предметами: стучать игрушкой, крутить ее в руках, хлопать по ней ладошкой. Если не развивать игровую деятельность, не показывать наглядно, как обращаться с игрушками, то стереотипное поведение закрепится в игре.

4) Поведение ребенка в процессе общения.

Незрячие дети не используют в общении мимику и жесты. Из-за отсутствия зрения ребенок не может подражать взрослым, как это происходит у нормально видящих детей, поэтому они не могут в полном объеме овладеть всеми средствами общения.

5) Слабое развитие артикуляционного аппарата.

Если мы замечаем, что незрячий ребенок плачет или смеется, то эти эмоции, как правило, внешне слабо выражены. В процессе общения взгляд незрячего ребенка или взрослого может быть обращен в другую сторону, положение тела, позы – выглядеть необычно. Человек может стоять боком или спиной к собеседнику, когда что-то слушает – повернуться ухом к источнику звука и сильно наклонить голову вниз.

6) Аутистические черты.

У незрячих детей также иногда проявляются аутистические черты, которые выражаются в нежелании слушать музыкальные произведения. Ребенок может закрывать уши руками от долгого разговора. Взрослым важно понимать, что такое поведение ребенка не означает избалованность или каприз, это характерная черта, которую необходимо учитывать в процессе общения.

Зная особенности незрячих детей, взрослые смогут объяснить своим детям, что не стоит боятся детей с ограничениями по здоровью, а наоборот, им необходимо помогать познавать окружающий мир, предлагать свою помощь.

Юлия Борисова, психолог КУК ВО «ВОСБС им. В.Г. Короленко»

Администратор сайта