В рамках дня поэзии (21 марта) и проекта «Писатели и книги – юбиляры» в библиотечном пункте г. Бутурлиновка 21 марта прошла беседа «Корней Чуковский – поэзия, знакомая с детства», посвящённая 140-летию со дня рождения писателя и поэта. На беседу собрались только взрослые читатели, но с интересом вспомнили сказки и стихи К. Чуковского. Сказки Корнея Чуковского особенные – они созданы в виде стихов. Кроме того, что у них простая и понятная рифма, они не надоедают детям, их легко учить, запоминать, даже если они очень длинные. В каждой сказке есть смысл и мораль, каждая поднимает одну или несколько проблем, показывает конкретные ситуации и учит детей, как в них поступать. Сказки и стихи Чуковского составляют целый комический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной карточкой:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
«Корнеева строфа» – это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным размерам, резко меняя ритм и интонацию стихов. Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм – в прием гостей, в больницу, в войну, в путешествие, в путаницу, в слова и т. п. Лирическая тема большинства стихотворений — безмятежное счастье, «чудо, чудо, чудо, чудо / Расчудесное» (стихотворение «Чудо-дерево»), а сказки, напротив, повествуют о драмах и катастрофах. Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915 году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Опубликована она была в 1917 году в детском приложении к еженедельнику «Нива» под названием «Ваня и Крокодил», с огромным количеством рисунков. Публикация произвела настоящий переворот в детской поэзии. Ю.Тынянов писал об этом позднее: «Быстрый стих, смена метров, врывающаяся песня, припев – таковы были новые звуки…»