Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших поэтов 20 столетия – Андрее Вознесенском, 90-летие которого мы отмечаем в этом году.
К юбилейной дате поэта сотрудники библиотеки подготовили звуковой журнал “Моя судьба. Моя поэзия”.
Не одно десятилетие любители поэзии спорят о Вознесенском. У него много поклонников и антагонистов. У нас любят говорить: «Вознесенский ворвался, как метеор, растолкал не успевших опомниться старших…». Конечно, наивно думать, что можно растолкать локтями Пастернака, Ахматову, Твардовского. Да еще в годы уважения и любви к ним всего общества.
Да, относиться к творчеству Вознесенского можно по-разному. Он дерзок, самоуверен, не без бравады, но в нем нет мания величия. Он обладал неистощимой энергией, познал и испытал все: удачу, быстрый взлет и признание, громкую славу и забвение, не просто забвение, а трагедию одиночества, отверженности, изгнания.
Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Его отец Андрей Николаевич Вознесенский был инженером-гидротехником, директором Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мама Андрея – Антонина Сергеевна Вознесенская была родом из Владимирской области. Там же, в Киржаче, Андрей провел часть детства.
Сочинять стихи Андрей Вознесенский начал достаточно рано, но о своих детских стихах Андрей Вознесенский позже никогда не рассказывал, хотя любовь к рисованию и сочинительству в раннем возрасте у него была огромной.
Большое влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, дружба с которым продолжалась до последних дней Пастернака. Когда-то он написал юному четырнадцатилетнему поэту, приславшему ему на рецензию свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я страшно рад, что до него дожил».
Но, несмотря на такое благословление, Андрей Вознесенский в 1952 году поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1957 году, получив специальность архитектора.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась экстравагантностью сравнений и метафор, сложностью ритмической системы и звуковыми эффектами.
Начиная с поэмы «Мастера», написанной в 1959 году, поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. Это был прорыв нового поколения писателей, поэтов и читателей.
Наступила эпоха «шестидесятников» – эпоха свободы мысли и творчества. В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
Последние годы Андрей Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединял чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки видеом с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, Париже, Нью-Йорке и Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.
Андрей Вознесенский был автором эссе и статей по вопросам литературы и искусства, он много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов.
Андрей Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
#Вознесенский90лет #поэты_юбиляры #звуковой_журнал #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко