Учитывая, что всестороннее представление об окружающем мире у слабовидящего ребёнка не может сформироваться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического восприятия необходимо адаптировать занятия для детей с нарушением зрения.
Мы предлагаем вашему вниманию пример занятия, адаптированного для детей с глубоким нарушением зрения.
Тема: «Овощное путешествие»
Цель: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах.
Задачи:
– систематизировать знания об овощах и фруктах (названиях, цвете, вкусе, запахе) через элементарную опытную деятельность; формировать умение сравнивать и анализировать фрукты и овощи между собой;
– развивать логическое мышление; сенсорные способности.
Оборудование:
– тактильные рукодельные книги: «Паровозик», «Фрукты овощи»;
– муляжи овощей и фруктов;
– мягкий коврик с изображением садового участка;
– одноразовая посуда (тарелочки, зубочистки, корзинки;
– овощи и фрукты.
-Дети, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? Я приглашаю вас отправиться в одно очень интересное путешествие. В этом путешествии нам предстоит узнать много важного и интересного, а так же ответить на многочисленные вопросы. На чем же мы отправимся в путь? Угадайте?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
– Дети, а вот и первая станция «Садовая».
– Дети, я собрала овощи и фрукты, но не успела разложить их в корзинки. Вы мне поможете?
– На столе стоят две корзинки. Нам нужно в одну корзинку положить фрукты, а в другую – овощи. А поможет нам в этом мягкий тактильный коврик.
– Ребята, а где растут овощи? Где растут фрукты?
– Для этого задания мы разделимся на группы. Одна группа будет собирать овощи, а другая – фрукты.
– Давайте с вами проверим, а правильно ли вы наполнили корзинки. Для этого сначала познакомимся с жителями первой корзины (фрукты).
Были мы сегодня
В молодом саду.
Урожай хороший
В нынешнем году.
Яблоки – как сахар,
Груши – словно мед,
На лиловых сливах
Голубой налет.
Как их можно назвать, одним словом?
Дети по очереди рассматривают фрукты и отвечают на вопросы о их форме, цвете, вкусе.
– Теперь познакомимся с жителями второй корзины (овощи).
По таинственным законам,
Непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым,
Рядом – красный помидор.
Баклажаны синие,
Рядом с желтой дынею.
А земля – черным-черна,
А земля для всех одна.
– Как их можно назвать одним словом?.
Дети по очереди рассматривают овощи и отвечают на вопросы о их форме, цвете, вкусе.
После игры дети комментируют, по какому принципу они складывали овощи и фрукты.
– А как вы думаете, малина (клубника, ежевика, земляника, вишня) – это фрукты или овощи?
-Ребята, а как вы думаете арбуз – это что?
Послушайте стихотворение про арбуз:
Вот какой у нас арбуз,
Замечательный на вкус,
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
– У меня еще одна проблема осталась. Я нарезала овощи и фрукты, и случайно их перепутала. Вы попробуйте и угадайте, что это.
Каждому ребенку необходимо дать попробовать на вкус фрукт или овощ. Ребенок пробует, называет название.
– Внимание! Вы слышите сигнал? Отправляемся! На нашем пути новая станция «Библиотека».
– Ребята, мы сегодня узнали много нового об овощах и фруктах. Давайте теперь посмотрим, как они изображаются на рисунках. В этом нам помогут тактильные книги.
Дети рассматривают иллюстрации, называют овощи и фрукты, выделяют характерные признаки для изображаемого рисунка.
– Внимание! Вы слышите сигнал? Отправляемся! На нашем пути новая станция «Творческая мастерская».
– Ребята, изготовьте из пластилина фрукт или овощ, который вы больше всего любите.
– Дети, нам пора возвращаться, так как наше путешествие подошло к концу.