К 190-летию Льва Николаевича Толстого в читальном зале состоялась беседа «Великий писатель и мыслитель». О жизни одного из величайших русских гениев в истории рассказала сотрудник библиотеки Галина Михайловна Иванова.
Жизненная судьба Льва Николаевича, его поиск смысла жизни нашли прямое отражение в художественном творчестве. В душе Толстого в молодости боролись две противоположные тенденции: желание блистать в обществе и стремление достигнуть чего-то настоящего, познать истину. Описанные в повестях «Отрочество» и «Юность» попытки Иртеньева и Нехлюдова к самосовершенствованию стали свидетельством духовных исканий автора, проявившихся в молодом возрасте. Тем тяжелей был духовный выбор Л. Н. Толстого, чем больше обеспеченные сверстники и родственники писателя отдавались весёлой, беззаботной светской жизни.
Уже первые произведения («Детство», «Отрочество», «Юность») принесли Льву Толстому писательскую славу.
Но помимо литературного творчества, он оказался способен ко многому другому. В музыкальном искусстве Л. Н. Толстой признан автором «Вальса фа мажор».
Писатель участвовал в Крымской войне, события которой описал в «Севастопольских рассказах».
Семейная жизнь Л. Н. Толстого заслуживает отдельного упоминания. Софья Андреевна Берс, ставшая женой писателя, подарила ему 13 детей, 8 из которых прожили долгую жизнь.
Во всей полноте жизненное мировоззрение Льва Толстого нашло отражение в романе «Война и мир», работа над которым началась вскоре после женитьбы и продолжалась с 1863 по 1869 годы. В произведении писатель изобразил военные события Отечественной войны 1812 года. Духовные искания Л. Н. Толстого оказались присущи и его героям. В первую очередь, Андрею и Марии Болконским, Пьеру Безухову. Семейные идеалы Л. Н. Толстого оказались связаны с образами Наташи Ростовой, Марии Болконской.
Сам Лев Толстой свой художественный труд рассматривал как низшую форму в отношении к духовно-нравственному и религиозному поиску смысла жизни. Идея «непротивления злу силою» стала главнейшим его итогом. Восприняв идеалы Евангелия, в то же время отрицая ветхозаветное «око за око», «зуб за зуб», Лев Толстой создал философско-нравственное учение, которое имело влияние на его соотечественников и современников, а также позднее на знаменитых деятелей мировой истории 20 века: Мартина Лютера Кинга, Махатму Ганди. Отвечая на зло добром, человек останавливает цепочку зла на себе. В этом и заключается высшая нравственность жизни, согласно учению Льва Николаевича Толстого.
Мучаясь своей роскошной жизнью, писатель в октябре 1910 года покинул имение Ясная Поляна. В дороге он заболел воспалением лёгких, от которого умер на станции Астапово. Писателя похоронили в Ясной Поляне рядом с оврагом в лесу, где вместе с братом он в детские годы искал «зелёную палочку», которая могла сделать всех людей счастливыми.