1 сентября – День знаний – это праздник первого звонка, волнение детей и их родителей, море цветов и, конечно, первый урок. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог.
Это праздник всех тех, кто учится и учит. А как же учились в старину наши предки? Сегодня, мы поговорим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались.
Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях.
Покровителем учащихся считается святой Сергий Радонежский.
Как же учили детей в школах в XVIII-XIX веках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. В ту пору в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.
Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. В то время храмы освещались огромными светильниками со множеством свечей и лампад.
Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Обучение письму заключалось в переписывании текстов. С начала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом.
Чтобы чернила быстрее высыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Песочницу затем сменила промокашка, или промокательная бумага.
Вполдень учеников отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были заучивать на уроке.
Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров.
За зиму преподаватель получал два рубля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг родители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с той поры одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»
Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи.
По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, потому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики становились книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
Ко Дню знаний в читальном зале библиотеки подготовлена книжная выставка «Территория знаний», на которой представлены книги самых известных серий – «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей» – увлекательная научно‑популярная литература про всё на свете, для широкого круга читателей.
Выставка будет инсталлироваться до конца сентября.
#1сентября #День_знаний #школы_на_Руси #аудио_час_истории #библиотека_Короленко