Аудио-час истории “На Руси учили так…”

1 сентября – День знаний – это праздник первого звонка, волнение детей и их родителей, море цветов и, конечно, первый урок. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог.

Это праздник всех тех, кто учится и учит. А как же учились в старину наши предки? Сегодня, мы пого­ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались.

Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще­ния киевлян начал строить церк­ви, назначать священников, соби­рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна­ют о православной вере и не гото­вы к учёбе. Так обучение распро­странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях.

 Покровителем учащихся счи­тается святой Сергий Радонеж­ский.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIX веках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи­ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. В ту пору в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя­там присаживаться на лавку толь­ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на­ходилась у окна, чтобы было боль­ше света. Когда все рассажива­лись, учитель начинал урок. В то время храмы освещались огромными светильниками со множеством свечей и лампад.

Главными школьными пред­метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз­бука. Обучение письму заключалось в переписывании текстов. С нача­ла ребята наблюдали, как работа­ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус­тавом.

Чтобы чернила быстрее высы­хали, лист бумаги посыпали пес­ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе­сочницу затем сменила промокаш­ка, или промокательная бумага.

Вполдень учени­ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за­нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за­учивать на уроке.

Чтобы обучение шло успеш­нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода­ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров.

За зи­му преподаватель получал два руб­ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг родители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр­на была каша. Именно с той поры одноклассников стали назы­вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи.

По окончании школы человек становился гра­мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи­сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по­тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови­лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото­му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

Ко Дню знаний в читальном зале библиотеки подготовлена книжная выставка «Территория знаний», на которой представлены книги самых известных серий – «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей» – увлекательная научно‑популярная литература про всё на свете,  для широкого круга читателей.

Выставка будет инсталлироваться до конца сентября.

#1сентября #День_знаний #школы_на_Руси #аудио_час_истории #библиотека_Короленко