РУБРИКА “ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ”

В рамках Года педагога и наставника в России мы подготовили для вас новую РУБРИКУ “Великие педагоги”, первый выпуск которой посвящен Яну Амосу Коменскому – чешскому педагогу-гуманисту, писателю, религиозному и общественному деятелю, епископу Чешскобратской церкви, основоположнику педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатору и популяризатору классно-урочной системы.

Ведущий РУБРИКИ “Великие педагоги” – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета.

Ян Амос Коменский (1592–1670) родился в стране, которая относится к современной Чехии, но в течение жизни переезжал. Главным образом потому, что он относился к одной из протестантских общин, которые католическая церковь тогда преследовала.

Жизнь его пришлась на эпоху большой чумы. Ребёнком Ян остался из-за неё сиротой и лишился сестёр, а став взрослым, потерял первую жену и детей. Получил прекрасное по тем временам образование в Херборнской академии и Гейдельбергском университете.

Он был учителем в школе и священником в своей религиозной общине, но главное — человеком гуманистических философских взглядов, именно это и определило его основные идеи в педагогике.

Педагогические идеи Яна Коменского, отца дидактики

Почти всё, что мы сейчас подразумеваем под классической педагогикой, это идеи Яна Коменского. Устройство современной школы основано на его принципах.

Идеи Коменского, которые нам кажутся само собой разумеющимися, в его время казались невероятно прорывными. Чтобы это понять, просто представьте себе типичную школу той эпохи: дети разных возрастов занимаются вместе разными предметами без всякой системы, как придёт в голову учителю, и у разных детей в одно и то же время могут быть разные занятия. Скажем, малыш учится читать, подросток рядом пытается решить математическую задачу, а его сосед зубрит латынь. Посещаемость уроков — как получится. Всеобщего обязательного обучения хотя бы грамоте нет, и мало кто думает, что это вообще важно. Специальных учебников просто не существует, читать дети учатся по сложным религиозным текстам вроде Псалтири. В качестве мотивации — розги.

Коменский придумал систему, которая приводила этот жестокий хаос в порядок.

Он сформулировал основные принципы дидактики. В том числе главный, который принято называть «золотым правилом дидактики», — принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания», — объяснял Коменский.

#Великие_педагоги #Год_педагога_и_наставника #Ян_Амос_Коменский #аудио_рубрика #библиотека_Короленко