В рамках Года педагога и наставника в России мы продолжаем РУБРИКУ “Великие педагоги”, очередной выпуск которой посвящен единственному в России слепоглухому доктору психологических наук Александру Суворову.
Ведущий РУБРИКИ “Великие педагоги” – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета.
Александр Суворов – психолог, педагог, доктор психологии, ведущий сотрудник Московского психолого-педагогического университета, действительный член Международной академии информатизации при ООН, автор книг по педагогике, философии психологии, с 2022 профессор, доктор наук кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.
Название одной из его книг дает представление и о его пути, и о деле его жизни: «Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих».
Путь Александра Васильевича удивителен и вдохновляющ. Родился он в Киргизии, во Фрунзе, в четырехлетнем возрасте потерял зрение, к девяти годам наступила глухота. Обучаться ему довелось в Загорском детском доме для слепоглухих.
9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками детдома его перевели в Москву в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР.
В сентябре 1971 года Александр Суворов поступил вне конкурса и без аттестата зрелости на факультет философии МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве стажера. Затем он перевелся на факультет психологии, а со второго курса стал полноправным студентом.
По окончании МГУ в 1977 году он был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне – Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО).
В июле 1987 года с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят он побывал в пионерском лагере «Салют» в Лужском районе Ленинградской области. В августе 1988 года состоялась первая поездка четырех слепоглухих ребят в этот лагерь. Фильм «Прикосновение», снятый режиссером Альгисом Арлаускасом в 1986 году, стал своеобразным итогом загорского периода.
Некоторое время спустя Александр Суворов начал заниматься педагогической работой в рамках всероссийского движения Детского милосердия, был научным консультантом. Позже он возглавил ряд участвующих в движении организаций, в частности, Региональное общественное объединение инвалидов «Детский орден милосердия» (РООИ «ДОМ»).
31 мая 1994 года он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты».
С июня 1994 года в лагере «Орленок» он начал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия, потом вел эту работу в Свердловской области и Подмосковье.
21 мая 1996 года Александр Суворов защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук.
С сентября 1996 года в течение нескольких лет преподавал слабослышащим студентам факультета дефектологии Московского государственного педагогического университета спецкурс по совместной педагогике.
В декабре 1996 года он перешел на основную работу в Университет Российской академии образования (УРАО) на должность доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии общения, развития и социореабилитации личности.
С 1 октября 1999 года перешел на должность исполняющего обязанности профессора кафедры педагогической антропологии УРАО. В конце 2004 года стал профессором этой кафедры, переименованной к тому времени в кафедру педагогики.
С сентября 2001 года посредством сети Интернет Александр Суворов начал сотрудничать с детской организацией «Тропа – Солнечная Сторона».
В 2006 году перешел на основную работу в Московский городской психолого-педагогический университет, а в УРАО остался на полставки профессора.
Александр Суворов автор ряда книг: «Школа взаимной человечности» (1995), «Слепоглухой в мире зрячеслышащих» (1996), «Достоинство (лирико-психологическое самоисследование)» (1997), а также сборников «Экспериментальная философия» и «Разведчик на трудной планете: страницы из дневника» (1998). С 2001 года он также начал публиковаться в электронном журнале «Вопросы интернет-образования» (позже – альманах «Вопросы информатизации образования»).
19 мая 1991 года Саскуаханский университет (штат Пенсильвания, США) присвоил Суворову звание Почетного международного доктора гуманитарных наук.
С 11 октября 1999 года Александр Суворов – действительный член Международной академии информатизации при ООН.
Рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия (1993), лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина» (1994), кавалер Золотой медали имени Льва Толстого Международной ассоциации детских фондов (1997). Награжден памятной медалью, посвященной международному году добровольцев, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН (2002).
В 2004 году в связи с девяностолетним юбилеем Психологического института РАО награжден медалью I степени имени Г.И. Челпанова. В 2009 году по ходатайству некоммерческого благотворительного просветительского фонда содействия реабилитации детей с особенностями развития “ВИТА” награжден орденом Буратино – «за верность идеалам детства,мужество, упорство и доброту, проявляемые на протяжении всей жизни…».
#Великие_педагоги #Александр_Суворов #аудио_рубрика #незрячие_мира #библиотека_Короленко