Аудио-рубрика “Музыкальная страничка”

Музыкальная гордость венгерского народа – так во всем мире величают Бела Бартока – выдающегося композитора, блестящего пианиста и новатора. С именем этого устремленного человека, который всю свою жизнь, несмотря на различные преграды и сложные обстоятельства, шел к своей цели, связаны замечательные страницы не только в истории венгерской музыкальной культуры, но и европейской музыки XX века.

Его, ставшие классикой, произведения охватывают многие жанры и впитали в себя глубокие идеи автора, основывающиеся на народно-песенных истоках, изучением которых он занимался на протяжении всей своей творческой жизни.

Именно о нем и его творчестве пойдет речь в нашей аудио-рубрике “Музыкальная страничка”. Ведущая рубрики: Александра Филатова – ученица школы-интерната №1 им. К.К. Грота.

25 марта 1881 года в небольшом венгерском поселении Надь-Сент-Миклош у Бела и Паулы Барток родился мальчик, которому дали имя Бела Виктор Янош. Отец семейства, занимавший должность директора учебного заведения, где подрастающее поколение учили сельскохозяйственным наукам, и мать работавшая преподавателем в местной школе, были весьма интеллигентными людьми.

В доме постоянно звучала музыка, так как мама мальчика прекрасно владела фортепиано, да и старший Бела Барток в свободное от работы время любил помузицировать на рояле и виолончели. Музыкальные способности малыша проявились очень рано. В три года мальчик ритмично отстукивал на игрушечном барабане ритм, исполняемой мамой мелодии, а в четырёхлетнем возрасте мог одним пальчиком сыграть более тридцати небольших мелодий популярных народных песен.

Заметив такое влечение сына к музыке, Паула усадила его уже в пять за фортепиано, в процессе обучения обнаружив, что её мальчик обладает абсолютным слухом. Биография Бартока гласит, что благополучная жизнь семьи закончилась в 1988 году после скоропостижной смерти отца, который ушёл из жизни, едва перешагнув тридцатилетний рубеж. Молодой матери вместе с двумя детьми (у Бела была младшая сестрёнка Эльза) пришлось покинуть прежнее место жительство и в поисках заработка переезжать из одного города в другой.

Творчество Бела Бартока

Творческая биография Бела Бартока началась в довольно раннем возрасте. Как композитор он начал формироваться под чутким руководством Л. Эркеля в одиннадцать лет, будучи ещё подростком. Уже в этот период он пишет довольно много произведений, среди которых различные фортепианные пьесы, романсы, фортепианные и скрипичные сонаты, квартет для струнных инструментов. Однако во время учебы в академии музыки Бартока посетила творческая депрессия. Из-за разногласий с преподавателем, становление Бартока как композитора оказалось под угрозой, он даже хотел совсем отказаться от сочинительства.

На фото: Бела Барток у рояля.

Выйти из кризиса помогла симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, которую Бела услышал в исполнении оркестра столичной филармонии. Это произведение, с блестящей оркестровкой, наполненное ритмической и мелодической свободой, но критически встреченное слушателями, наполнило Бартока таким энтузиазмом, что дало толчок к возобновлению его композиторской деятельности.

Фольклорно-этнографическая деятельность Бартока

Говоря о творчестве Бартока, необходимо особо подчеркнуть его фольклорно-этнографическую деятельность. Композитор уже в ранний период своего творчества, убеждённый в том, что его произведения должны отражать венгерский национальный характер, с особым энтузиазмом при поддержке своего друга и единомышленника Золтана Кодаи приступил к кропотливому изучению народной музыки. В результате исследований молодой композитор обнаружил для себя много нового, например то, что в его родной народной музыке самым маленьким звеном звукоряда является не полутон, а треть и даже четверть тона.

Вследствие такого старательного изучения фольклора у Бартока начинает формироваться собственный характерный стиль с оригинальной гармонией и своеобразной ритмикой, который явно начинает проявляться в его произведениях. Значение исследовательской работы композитора, которая фактически продолжалась на протяжении всей его жизни, было очень велико, так как Барток создал новейший, наиболее прогрессивный метод изучения фольклорной музыки. Собранные материалы, которые в общей сложности насчитывают более 30 тысяч мелодий разных народов, были тщательно проанализированы и систематизированы.

Бела Барток –  композитор, ставший ориентиром не только для современников, но и последующих поколений. Весь его жизненный и творческий путь – пример мужества и благородства. Он создал немало замечательных произведений, в которых отразил свой собственный индивидуальный стиль, считающийся сегодня одним из высших достижений музыкальной культуры XX века.

#музыкальная_страничка #история_одного_произведения #незрячие_Воронежа #музыка_Бела_Бартока #библиотека_Короленко