РУБРИКА “Великие педагоги. В.А. Сухомлинский”

Писатель, кандидат педагогических наук и новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка. В Китае изучение его идейного наследия входит в программу школ и университетов. Сегодняшний выпуск аудио-рубрики “Великие педагоги” посвящен Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970) — знаменитому советскому педагогу-гуманисту.

Ведущий рубрики: Алексей Попов – студент Воронежского государственного педагогического университета.

Книга Сухомлинского “Сто советов учителю” является культовой в Китае. Прочитав его произведения, многие в этой стране хотят стать учителями. Большинство идей и мыслей Сухомлинского до сих пор актуальны. Он считал, что в школах мало учат настоящей жизни, а оценки по предметам вредят детям. Педагог был уверен, что со старшеклассниками нужно вести беседы о семье, любви и браке, поэтому в его школе был предмет, где детей учили взаимоотношениям.

Он писал не только для учительского сообщества и детей, но и для семей. В своем произведении “Родительская педагогика” он высказал удивительно новаторскую для того времени мысль о том, что отцы должны ухаживать за детьми в том же объеме, что и матери.

Кроме того, Сухомлинский обратил внимание родителей на то, как важно не переставать заниматься своим развитием на протяжении всей жизни: “Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает”.

Система Сухомлинского во многом построена на приобщении к природе. В хорошую погоду он проводил уроки в саду под голубым небом и вместе с учениками сочинял истории о муравейниках, листьях и облаках. С помощью окружающего мира педагог пробуждал в детях поэтическое творчество. В книге “Сердце отдаю детям” он писал: “Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями”.

В своей итоговой статье “Чем лечить мозг — мыслью, трудом, творчеством — или лекарствами?” Сухомлинский рассказал о своей работе с необучаемыми детьми. Они почти не разговаривали, не смеялись и плохо запоминали. На прогулках “под голубым небом” педагог-гуманист концентрировал их внимание на красоте природы. И спустя время дети начинали сочинять миниатюры о солнце, каплях росы и листьях деревьев. В итоге все 107 детей, которые пришли в Павлышскую школу малоспособными стали умными и образованными людьми.

На фото: В.А. Сухомлинский в окружении своих учеников.

Взгляды и идеи педагога-гуманиста до сих пор можно назвать современными и актуальными. В его итоговой книге “Сто советов учителю” сказано, что “ребенка нельзя наказывать ни за что”. Сухомлинский рассматривал уважение к человеческому достоинству не как порцию доброты, а как умение проникнуть во внутренний мир. Высказанная им мысль: “Все более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание” — помогает понять всю подлинность гуманизма его педагогики. Смысл его идей — в безграничной любви и вере в детей.

Источник: https://ria.ru/20220506/sukhomlinskiy-1786112116.html

#аудио_рубрика #великие_педагоги #Сухомлинский #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко