РУБРИКА “Великие педагоги. Мария Монтессори”

Мария Монтессори мечтала стать врачом, а стала великим педагогом и разработала уникальную систему, которая используется по всему миру.

В очередном выпуске рубрики «Великие педагоги» вы узнаете о разработанной образовательной системе Монтессори, благодаря которой она прославилась.

Ведущий рубрики – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета.

Мария Монтессори (1870–1952) родилась в Италии и с детства отличалась тягой к знаниям. А ещё умела ломать стереотипы. Высшее образование в то время было привилегией мужчин, но она добилась того, что её приняли в техническую гимназию для юношей, а после — в медицинский университет.

Работа детским врачом постепенно привела её в педагогику, и в этой сфере тоже очень пригодились её упорство и смелость. Она разработала собственную образовательную систему и прославилась, потому что её подопечные овладевали навыками быстрее привычного темпа и росли самостоятельными творческими личностями.

Постепенно детские сады и школы, придерживающиеся метода Монтессори, появились во многих странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI). По решению ЮНЕСКО в 1988 году Марию Монтессори признали одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Из медицины в педагогику, или Как появился метод Монтессори

Учась в университете, Мария подрабатывала в клинике, где занималась с маленькими детьми, у которых были отклонения в развитии. Наблюдая за ними, она пришла к мысли, что таким детям нужна специальная развивающая среда.

Монтессори стала наполнять пространство, окружающее детей, разными предметами, побуждающими к определённым занятиям. Это могли быть, например, шершавая доска или ароматизированная коробка, кубики, краски — словом, предметы с разнообразными свойствами. Хотя подбирались все предметы очень продуманно, детям не навязывали, что и как с ними делать. Ставка делалась на интерес: дети сами решали, что взять и чем заняться, — и увлекались. Педагоги лишь наблюдали и помогали, когда в этом действительно возникала необходимость.

Оказалось, что таким способом дети не только развиваются в целом, но и могут научиться читать и писать. Первые воспитанники Монтессори сдавали экзамен вместе с учениками начальной школы, которых сейчас назвали бы нормотипичными. И показали лучшие результаты!

Правительство не оставило без внимания такой успех, и под руководством Монтессори был открыт Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с отставанием в умственном развитии.

Однако Марию не оставляла мысль о том, что её метод можно адаптировать и для здоровых детей. Спустя два года она покинула институт и снова пошла учиться, чтобы глубже разобраться в особенностях психологии и антропологии здорового ребёнка.

В 1907 году Монтессори воплотила свою идею, открыв «Дом ребёнка» для детей от двух до семи лет.

Там тоже всё было устроено на свободном выборе занятий детьми, однако существовал и режим: утренние часы отводились на занятия, развивающие интеллект, а после обеда — на творческие. Мария внимательно наблюдала за процессом как исследователь и экспериментировала — что-то меняла, что-то совершенствовала.

В результате сформулировала образовательные принципы, которые показались ей наиболее эффективными. Они и легли в основу метода Монтессори.

«Дом ребёнка» прославился на весь мир, у его основательницы появились последователи. Она дружила со знаменитым психологом Жаном Пиаже. А Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».

Монтессори продолжала развивать свою систему на протяжении всей жизни. Разработала материалы и методы для обучения младших школьников грамматике, арифметике и геометрии. Ввела метод «космического образования» детей от 6 до 12 лет, который позволял детям не просто зубрить естественные науки, а понять взаимозависимость всех элементов природы, непосредственно работая с растениями и животными.

Педагогические принципы Монтессори

Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.

Если ребёнок выбирает занятие сам, экспериментирует, то он по-настоящему увлекается и благодаря этому концентрируется на занятии больше, чем на том, которое ему навязали. И проявляет больше упорства. В этом и заключается секрет развивающего эффекта.

Вот каких ещё принципов придерживалась Монтессори:

  • Создание среды, в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
  • Подбор развивающих материалов таким образом, чтобы ребёнок мог сам обнаруживать свои ошибки и находить пути их решения. Ошибки важны для получения опыта.
  • Детская свобода выбора занятия, учебного материала, темпа получения опыта и знаний, длительности занятия.
  • Сочетание свободы с порядком и дисциплиной (все дети знают правила: например, что за собой нужно убрать и стараться не мешать друг другу).
  • Особая роль педагога — он наблюдает, как можно меньше говорит и медленно и последовательно выполняет действия, чтобы ребёнок мог их повторить.
  • Запрет на сравнение детей между собой (никакой соревновательности), оценку их поведения, наказание, принуждение и даже похвалу (никаких «Молодец!»).
  • Разновозрастные группы — вместе могут заниматься дети и трёх, и шести лет. Младшие берут пример, старшие проявляют заботу, все вместе учатся взаимодействовать.

#Великие_педагоги #Мария_Монтессори #педагогические_принципы_Монтессори #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко #аудио_рубрика