В очередном выпуске рубрики, посвященной выдающимся педагогам, речь пойдет об Иоганне Генрихе Песталоцци – педагоге-гуманисте, который одним из первых сформулировал основы развивающего обучения.
Песталоцци был романтиком и мечтателем, и хотя его практические достижения могут показаться не очень впечатляющими, его идеи значительно повлияли на педагогику своего времени, в особенности — на развитие народного образования. А затем эти идеи развивали и воплощали последователи, среди которых, например, известный реформатор образования К. Ушинский и создатель понятия «детский сад» Фридрих Фрёбель.
Ведущий аудио-рубрики: Алексей Попов – студент Воронежского государственного педагогического университета.
Главные труды Песталоцци: роман «Лингард и Гертруда», сборник писем о методе воспитания и обучения «Как Гертруда учит своих детей», «Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания», «Лебединая песня» (тоже о методе воспитания).
Как слабый ученик создал свою школу
Иоганн родился в Цюрихе, в небогатой семье врача, и был вторым из трёх детей. После ранней смерти отца, когда мальчику было всего пять лет, финансовое положение семьи сильно ухудшилось. Однако мать, Сюзанна Песталоцци, несмотря на скудные средства и собственную малообразованность, приложила все усилия, чтобы дети получили образование.
Сначала маленький Иоганн учился у своего деда — сельского пастыря, а затем пошёл в городскую цюрихскую школу, где столкнулся со всеми недостатками традиционного догматического образования. Учебные предметы и методы их преподавания не вызывали у мальчика ни капли интереса, поэтому учился он плохо и заработал среди учителей репутацию чуть ли не слабоумного.
В теологическом колледже Каролинум, куда Иоганн поступил после школы, ситуация изменилась. Здесь преподавали сторонники прогрессивных для XVIII века идей — гуманизма и гражданской ответственности, которые, по задумке, помогут построить справедливое и гармоничное общество. Эти взгляды оказались близки Песталоцци. Он идеалистически считал, что, став священником, сможет воздействовать на умы и души отдельных людей и через это влияние нравственно преображать социум.
Однако первая же его служба стала неудачей. А после знакомства с работами французского философа Жан-Жака Руссо Песталоцци решил способствовать благополучию народа и социальному равенству через юриспруденцию.
Но и юристом Иоганн не стал. Будущей карьере помешали его статьи для журнала Гельветического общества — организации, которая продвигала идеи Просвещения и боролась за либеральные реформы. Журнал вскоре закрыли за критику властей. А Песталоцци переехал в сельскую местность, вложил все свои деньги (в том числе кредитные) в участок земли, женился и занялся фермерством.
Увы, ничего не вышло. Участок Песталоцци дохода не приносил, а банкир, у которого Иоганн занимал деньги, требовал вернуть долг.
Разорившись, Песталоцци сдал часть земли в аренду, чтобы содержать семью, и задумал новый проект — производственную школу для бедных детей, где они будут учиться грамоте и счёту, работать на ферме, прясть и ткать. Эта работа, как считал Песталоцци, поможет ученикам приобрести навыки, с которыми они смогут себя прокормить, а также покроет издержки на содержание школы и даже обеспечит накопления для будущих выпускников.
Идея подобной школы была революционной для своей эпохи. Задумку Песталоцци поддержал его друг, мыслитель и публицист Исаак Изелин. Он опубликовал в социально-экономическом журнале «Эфемериды» статью о проекте Песталоцци с призывом к общественности внести свой финансовый вклад — сейчас это назвали бы краудфандингом. Общественность откликнулась. В середине 1770-х годов Песталоцци открыл школу и набрал около 50 учеников.
Однако проект оказался убыточным. Труд детей, совмещённый с учёбой, был низкопроизводительным, и доходов не хватало даже на содержание школы, не говоря уже о накоплениях. Какое-то время школа просуществовала на общественной поддержке и средствах семьи жены Песталоцци (её отец был состоятельным человеком), но в 1780 году учеников пришлось распустить.
Разочаровавшись в бизнес-проектах, Иоганн не отрёкся от своих идей по преобразованию общества — и занялся литературой. В период с 1780-го по 1797-й он создал сочинения, в которых сформулировал свои главные педагогические идеи.
Литературная деятельность привела Песталоцци к известности, и он снова занялся педагогической практикой. После выхода романа «Лингард и Гертруда», где положительные персонажи озвучивали педагогические воззрения автора, власти предложили Иоганну возглавить приют для сирот в Штансе. Однако из-за французского вторжения в Швейцарию в 1798 году приют пришлось закрыть.
В 1799-м Песталоцци переехал в Бургдорф и некоторое время работал учителем в местных школах. Здесь он нашёл единомышленников — педагогов, которые разделяли его взгляды на образование. И в итоге Песталоцци решил открыть Бургдорфский институт — школу-интернат с отделением подготовки учителей. Там Иоганну наконец удалось выстроить систему обучения согласно собственной методике.
Правда, уже в 1804 году институту пришлось переехать — Бургдорфский замок, где он находился, понадобился властям для других целей. Песталоцци и его коллеги обосновались в Ивердоне, и новый Ивердонский институт получил международную известность. Чтобы перенять опыт Песталоцци в обучении детей, в город приезжали учителя со всей Европы. В учениках тоже не было недостатка.
Период процветания длился несколько лет, но затем между Песталоцци и его коллегами возникли серьёзные разногласия, которые усугубились проблемами с финансированием. В итоге Ивердонский институт проработал до 1825 года.
В преклонном возрасте Песталоцци, к тому времени уже потеряв жену и сына, вернулся в свой сельский дом и в 1926 году опубликовал «Лебединую песню» — итоги педагогических изысканий своей жизни. Этот труд столкнулся с критикой, в том числе от бывших коллег. А в феврале следующего года Песталоцци скончался.
Педагогические идеи Песталоцци
Песталоцци — последователь Руссо, и вслед за ним он считал природосообразность основополагающим принципом воспитания и обучения. Согласно этому принципу, образование должно соответствовать естественному росту ребёнка и культивировать его врождённые способности.
Главной целью образования Песталоцци видел умственно, физически и нравственно развитую личность. Сам он формулировал это как взаимодействие трёх сил, отличающих человека от животных, — силы ума, руки и сердца. Полноценное развитие, считал педагог, возможно, только если каждому из этих аспектов уделено равное внимание. Кстати, в методику физического развития Песталоцци включал не только гимнастику и активные игры, но и занятия, развивающие органы чувств — рисование, пение и игру на музыкальных инструментах.
Ещё задолго до научных открытий в области психологии обучения Песталоцци понимал, что чувственное восприятие — первая ступень мышления. Поэтому большое значение придавал наглядности в обучении. Основой всякого познания он считал созерцание (на немецком — anschauung), под которым как раз и понималось наглядное, непосредственное восприятие предмета, его исследование.
Цель образования, по Песталоцци, заключается не в том, чтобы дать готовые знания, а в том, чтобы привлекать внимание учащихся к созерцанию мира, пробуждая тем самым их сознание, мышление и углубляя их впечатления. Цель образования — развить логическое мышление.
Ещё одна важная особенность педагогики Песталоцци — ориентация на трудовое обучение. В первую очередь под ним понималась подготовка школьника к профессии ремесленника или рабочего. Но речь идёт не только о получении механических умений и отработке рутинных действий. Во-первых, обучение и дальнейший выбор профессии, по Песталоцци, должны соответствовать способностям и стремлением конкретного ребёнка.
Во-вторых, согласно концепции «трёх сил», в обучение труду входят не только технические навыки, но и развитие мышления (то, что мы сейчас называем универсальными компетенциями) и нравственное воспитание. Такой подход, считал педагог, поможет детям из бедных семей осознавать свои силы и эффективно применять их, подготовиться к жизненным сложностям и не позволять себя эксплуатировать.
И до сих пор актуальны идеи Песталоцци об организации обучения, которые в XVIII веке были абсолютно новаторскими — совместное обучение мальчиков и девочек, разделение учеников на группы по уровню знания предмета, а также взаимное обучение.
Современное ему массовое образование Песталоцци критиковал — и школьное, и университетское. Школьное он представлял в письмах «Как Гертруда учит своих детей» в виде трёхэтажного здания, где верхний этаж «блещет высоким совершенным искусством, но мало населён», на среднем людей больше, но им «не хватает лестниц, по которым они могут подняться на верхний этаж», а если они и пытаются это сделать, то получают по пальцам. На нижнем же этаже толпа, но люди предоставлены самим себе во мраке без окон, и «им надевают на глаза шоры и вводят в заблуждение, делая их глаза непригодными даже для того, чтобы взглянуть на верхний этаж».
Университеты же он упрекал в том, что образование в них лишено созерцательности (способности наблюдать, усматривать и понимать), а наука превратилась в болтологию.
Интересные факты о Песталоцци
- Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
- У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
- В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.
Подготовлено по материалам https://skillbox.ru/media/education/pestalotstsi-pedagogicheskie-idei-romantika-kotorogo-presledovali-neudachi/
#великие_педагоги #аудио_рубрика #Песталоцци_педагог_гуманист #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко