Громкие чтения «Три Спаса: великие православные праздники»

Соприкосновение с народными традициями, знание и почитание их – обогащает духовно, вызывает гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Август – месяц удивительных, щедрых праздников – Спасов. Спасы были посвящены «Всемилостивому Спасу», то есть Иисусу Христу. 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, 29 августа – Ореховый Спас. Все три Спаса являются в какой-то степени своеобразным православным праздником урожая. Ведь в августе на Руси обычно поспевает почти все, что посеяно в поле, на огороде, растет в саду, а на пасеках стараниями пчел соты заполняются свежим медом.

Мы подготовили для вас “громкие” чтения, рассказывающие о том, как было принято отмечать в давние времена Спасы, к каким церковным праздникам они приурочены, какие имеют народные приметы, поверья и традиции.

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.

Медовый Спас — первый из трех, иногда его так и называют — Первый Спас. Следом идут Яблочный Спас (19-го августа) и Ореховый (29-го августа). В этот день принято чествовать пчеловодов и их труд.

Считалось, что в день Медового Спаса пасечники должны обязательно собрать весь мед, иначе его унесут пчелы с других пасек. Пчеловоды всегда выбирали улей с самым богатым урожаем, вынимали из него соты и несли их в церковь на освящение. Часть освященного меда пасечник оставлял себе, часть — в качестве подношения священникам. Медом было принято делиться с нищими, поздравлявшими пчеловодов, а также с ребятишками, которые в этот день приходили на пасеки.

Традиции праздника

Так как Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста (длится с 14 по 27 августа), то и правила питания необходимо соблюдать строго. В меню часто входит постное печенье — шулики, которое сверху поливают медом. Мясо, жирная еда и алкоголь исключены.

Мед можно было употреблять в пищу только после освящения его в церкви. Соты клали на новую деревянную посуду, а затем угощали гостей. Нельзя в этот день шумно праздновать, громко разговаривать. Пост– это момент единения с Богом. Поэтому чем тише себя вести, тем быстрее душа очистится.

В Медовый Спас принято собирать не только мед, но и мак. Готовили из продукта праздничные угощения, а также обереги от порчи и сглаза. В день Медового Спаса всей семьей ходили купаться в ближайший водоем, чтобы избавиться от грехов и болезней. Домашние работы и работы в поле отменялись. Все ходили в гости, угощались и поздравляли друг друга. Вечером все собирались за большим столом и тихо благодарили Бога за еду. Начинали ужин с ложки меда. Перед употреблением загадывали желание, которое, как считали наши предки, сбывалось.

19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье.

29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

 «Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в этот день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

#три_Спаса #громкие_чтения #православные_праздники #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко