Рубрика “Великие педагоги” Лев Семёнович Выготский”

Очередной выпуск аудио-рубрики посвящен Льву Семеновичу Выготскому – российскому психологу, создателю культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.

Постоянный ведущий аудио-рубрики: Алексей Попов – студент Воронежского государственного педагогического университета.

Работы легендарного психолога были на десятилетия забыты официальной наукой, но все равно стали основой для передового подхода в обучении. Идеи Льва Выготского можно смело назвать революционными: в отличие от своих западных и даже некоторых российских коллег, он считал, что объяснение внутренних психических процессов стоит искать во внешней среде и взаимодействии человека с ней.

Лев Выготский (1896–1934) — советский психолог, педагог и педолог. Он известен как автор культурно-исторической теории в психологии, основатель социального конструктивизма и современной коррекционной педагогики.

Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом

Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.

Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический.

Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим).

Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».

В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.

Лев Семёнович Выготский

Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия.

Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. 

В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.

«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухо­го — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.

Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.

Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.

Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.

По материалам: https://skillbox.ru/media/education/vygotskiy-kratko-o-ego-pedagogicheskoy-psikhologii-i-sudbe/

#великие_педагоги #аудио_рубрика #Лев_Выготский_педагог_психолог #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко