Развитие мелкой моторики рук и у дошкольников с глубокими нарушениями зрения

Дошкольное детство – это сенситивный период для всестороннего развития ребенка. Немаловажную роль в этот возрастной период играет развитие мелкой моторики рук. Это обусловлено тем, что ребенок познает окружающий мир через тактильно-двигательное восприятие. Слепому малышу потерю зрения компенсируют сохранные анализаторы: слух, обоняние, осязание и вкус. В познании окружающих предметов важную роль играет осязание.  Сеченов назвал осязание «чувством, параллельным зрению», поскольку осязание позволяет незрячему непосредственно воспринимать окружающие его предметы. В результате происходит формирование предметно-пространственных представлений. Таким образом, для формирования обобщенного образа предмета, незрячим детям необходимо овладеть приемами осязательного обследования предметов.

Дети с глубоким нарушением зрения не могут, подражая окружающим, овладеть предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у незрячих детей оказываются слабыми или слишком напряженными, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности. Чтобы этого не допустить, необходимо развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику рук у ребенка с раннего возраста.  Ниже представлены упражнения по развитию мелкой моторики рук, которыми могут воспользоваться педагоги и психологи, а также родители незрячих и слабовидящих детей.

Занятие №1 «Раз щепотка, два щепотка»

Цель: коррекция мелкой моторики рук при помощи пальчиковых игр.

Результат работы: формирование умения брать крупы «щепоткой» и вкладывать в бутылку или банку с узким горлышком.

Материал: банка с широким горлышком, банка с узким горлышком (бутылка), крупы (фасоль или горох и рис)

Ход занятия – «пальчиковая игра».

Посадить ребенка за стол, педагог садится напротив. Взять руки ребенка и гладить их легкими массажными движениями:

Будем с (имя ребенка) играть,

будем ручки забавлять.

Педагог продолжает массаж рук, который переходит в пальчиковую игру. Сгибать и массировать пальчики ребенка, начиная с мизинца.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе – кулачок.

Кулачки сложили, кулачками били:

Тук-тук, тук да тук!

Тук-тук, тук да тук! (стучим кулачок о кулачок)

Лабушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко (хлопки в ладошки).

 

Упражнение «Баночки с крупами»

Поставить перед ребенком две баночки с крупами (фасолью или горохом и рисом). Предложить ребенку посмотреть, что лежит в баночках. Ребенок самостоятельно изучает баночки (потрогает руками, погремит ими).

Предложите ребенку открыть баночки и их содержимое высыпать в чашки.

Педагог: «Посмотри в этой баночке фасоль, давай ее высыпем в большую чашку».

Опустите руки ребенка в чашку, чтобы он ощупывал фасоль. Затем предложите сделать тоже самое со второй баночкой.

Педагог: «Давай соберем фасоль в свою баночку, а рис в свою баночку»

Ребенок берет каждую крупинку пальчиками и кладет в банку. Педагог следит за правильным положением пальцев рук ребенка.

Педагог: «Молодец!  Фасоль и рис собрали, ручки наши поиграли, стали ловкие и умелые.»

Примечание: На занятии можно использовать одну банку с крупой, а постепенно увеличивать количество банок.

 

Занятие № 2  «Игры с сухим песком»

Цель: стимуляция кинестетических ощущений кисти рук, путем развитие слухового и осязательного восприятия.

Материал: емкость с сухим песком, 2-3 маленькие игрушки, набор для игры с песком (ситечко, грабли, совок).

Ход занятия

Массаж кисти и пальцев рук с помощью силиконовых шариков диаметром 1 сантиметр:

– раскатывание шарика по ладони с тыльной и внутренней стороны,

–  сжимание шарика в ладони всеми пальцами,

– перекатывание шарика между пальцами.

Педагог: «Молодец, пальчики станут ловкими и гибкими. Давай поиграем с песочком».

Игры с сухим песком.

Насыпать сухой песок слоем 7-10 см.

Взять песок в руки высыпать его сквозь пальцы и помять. Ребенок хлопает ладошками и водит пальчиками по песку, вставляет пальчики в песок, прячет руки в песок.

Педагог: «Как у тебя ловко получается играть с песком. Давай поиграем с ситечком, через него можно сеять песок»

Берем ситечко из набора для песка и сеем через него песок. Набираем в маленькое ведерко или другие емкости песок и высыпаем его.  Затем педагог закапывает маленькие игрушки в песок и предлагает ребенку найти их.

Педагог: «Молодец, тебе понравилось играть с песком?»

 

Занятие № 3 «Игры с влажным песком»

Цель: стимуляция кинестетических ощущений кисти рук, путем развитие слухового и осязательного восприятия.

Материал: емкость с сухим песком, бутылка с водой, набор для песка.

Ход занятия

Массаж кисти и пальцев рук. Действия совместно с текстом:

«Чтоб чисты ладони были, чтоб здоров был пальчик наш,

Славно их намыли мылом, сделаем ему массаж,

Три ладонями,

Их от грязи оттирай.

Давай посильнее разотрем,

И к другому перейдем».

 

Игры с влажным песком.

Насыпать в емкость сухой песок слоем 7-10 сантиметров и предложить ребенку поиграть. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять его.

Педагог: «Это сухой песок. Давай возьмем бутылку с водой и намочим его».

Дайте бутылку с водой ребенку, чтобы он ее изучил. Бутылка должна быть небольшая, чтобы ребенку удобно держать ее в одной руке.  Левую руку ребенка положите на песок, чтобы он ощупывал песок и чувствовал, как песок намокает. В правой руке ребенок держит бутылку и льет из нее воду под левую руку. Песок намочить равномерно.

Педагог: «Теперь песок влажный. Давай поиграем с влажным песком».

Ребенок водит и хлопает ладошками по песку, вставляет пальчики в него, прячет руки в песке.

 

Педагог: «Посмотри, какие на песке остались следы от твоих ладошек. Можно пальчиками рисовать линии, кружочки и разные фигурки. Можно лепить из влажного песка пирожки, куличики».

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут-будут из печи,

Булочки и калачи.

Берем формочки из набора для песка. Педагог показывает, как можно сделать калачи. Берем ситечко из набора и сеем через него песок, маленьким ведерком или другими емкостями набираем песок и высыпаем его.

Педагог: «Влажный песок не сыплется как сухой, он слипается, поэтому из него можно лепить, оставлять на нем следы. Можно играть с сухим песком и влажным. С каким песком тебе понравилось играть?»

 

Занятие № 4 «Игры с кубиками»

Цель: формирование хватательной функции руки, развитие слухового восприятия посредствам практических действий с предметами.

Материал: кубики от конструктора маленького и большого размера (синего и красного цвета), маленькая машинка, массажная круглая расческа для волос.

Ход занятия

Массаж расческой для волос (катать расческу между ладонями рук).

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Психолог выкладывает на стол маленькие кубики красного цвета.

«Посмотри, на столе перед тобой я положила маленькие кубики красного цвета. Возьми кубики, давай ими постучим».

Если у ребенка есть остаточное зрение, то можно спросить его, какого цвета кубики.

Психолог: «Давай построим дорожку из кубиков?»

Возьмите руки ребенка и покажите, как нужно прикладывать кубик к кубику.

Затем соедините две специальные платформы (в конструкторе бывает небольшого размера квадраты, например, для пола у домика). Покажите ребенку как крепить кубики на квадраты. Они необходимы для того, чтобы кубики не скользили по столу. Ребенок выстраивает дорожку из кубиков.

Психолог: «Давай посмотрим, какая получилась дорожка. Пусть пальчики погуляют по ней».

Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по дорожке.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки.

Психолог: «Покатай машинку по дорожке. Смотри, по узенькой дорожке машинка падает. Давай построим широкую дорожку из больших кубиков?»

Прежде чем строить дорожку из больших кубиков, положите на стол крышку от коробки, чтобы ребенок вкладывал кубики в нее. Это необходимо для того, чтобы кубики не скользили по столу, и ребенку удобно было фиксировать друг за другом.

Психолог: «Давай посмотрим, какая получилась широкая дорожка».

Машина по улице мчится,

Только пыль клубится!

Психолог: «Покажи где дорожка узкая, а где широкая. Молодец!»

 

Занятие №5 «Тили-тили тесто»

 

Цель: развитие сенсорно-моторного восприятия у ребенка.

Материал: два куска теста разного по размеру.

Ход занятия

Массаж кисти и пальцев рук:

Кукла Маша тесто месила (сжимать и разжимать кулачки),

Тесто месила, печенье пекла (хлопки полусогнутыми ладошками),

Всем гостям дала (загибание пальчиков, начиная с мизинца):

Зайке дала, лисичке дала,

Белке дала, мишке дала,

А злого волка прогнала (погрозить указательным пальцем).

Психолог кладет на стол перед ребенком большой кусок теста.

Психолог: «Вот какое тесто замесила кукла Маша».

Дайте тесто в руки ребенку, чтобы он его помял.

Психолог: «Вот так тесто кукла месила».

Ладонями расплющить тесто на столе, пальчиками сделать точки. Затем снова смять тесто в кусок. Психолог делит кусок на три части. Одну берет себе, а другую дает ребенку.

Психолог: «Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Давай его украсим».

Возьмите третью часть теста, отщипывайте маленькие кусочки теста, катайте пальчиками шарики и вдавливайте их в печенье.

Если у ребенка есть остаточное зрение, то тесто можно сделать разных цветов.

 

Занятие №6 «Солнышко лучистое»

 

Цель: развитие слухового восприятия, формирование ручных умений прицеплять прищепки.

Материал: 6-7 прищепок, заготовка солнышко без лучиков.

Ход занятия

Массаж кисти и пальцев рук (движения как при растирании замерзших рук).

Влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно

В наши валенки проник

Заморозил нас.

(Разжимать и сжимать кулачки)

Вышли пальчики гулять,

В домик спрятались опять,

Психолог: «Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко не греет».

Где ты, солнце, в самом деле,

Мы совсем окоченели,

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла,

Выйди солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Психолог показывает ребенку солнышко без лучиков.

Психолог: «Посмотри какое солнышко, оно круглое и без лучиков. Поэтому оно не греет. Давай поможем солнышку вернуть лучики».

На стол перед ребенком положите прищепки. Дайте ребенку с ними поиграть сначала как он хочет, а потом покажите, как прицепить прищепку на одежду.

Психолог: «Теперь давай вернем лучики солнышку».

Первый лучик сделайте вместе с ребенком. Если ребенку трудно, то помогайте ему, но занятие повторите еще раз.

Психолог: «Какое красивое солнышко получалось у тебя.

Солнце, солнышко, гори!

Всем нам радость подари».

Администратор сайта