В последние годы все отчетливей прослеживаются попытки привести российскую общественность к гуманизму и толерантности. Отражается это и в постепенных переменах, происходящих в системе образования. В Федеральном законе «Об образовании» (редакции от 13.07.2015) и Федеральном Образовательном Стандарте высшего образования (от 25.08.2014) подробно прописаны положения, касающиеся соблюдения прав и свобод инвалидов, адаптации среды для успешного включения людей с инвалидностью в социальное взаимодействие наравне со всеми. В связи с этим все чаще фигурирует тема реализации инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает полное включение учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс массового учебного учреждения. Иными словами, если говорить о школе то, это форма обучения при которой дети с инвалидностью, с задержкой развития, дети с аутизмом обучаются вместе со здоровыми детьми. Однако, на данный момент программа по реализации инклюзии проводится лишь в некоторых регионах Российской Федерации и на базе немногочисленных учебных заведений. Стоит отметить, что пока у инклюзии в нашей стране больше противников, нежели сторонников, несмотря на тенденции в мировой и российской государственной образовательной политике.
Во-первых, ряд опасений связан с трудностями, с которыми предстоит столкнуться школьной системе в процессе реализации инклюзии. Так, педагоги работу в инклюзивном классе воспринимают как дополнительную нагрузку и ответственность, несмотря на то, что инклюзивная система рассчитана на детей с легкой или средней степенью инвалидности, и, к тому же, предполагает помимо зачисления в штат дополнительных и специальных педагогов, увеличение количества медицинского персонала в школе. Специальные педагоги, наоборот, опасаются, что количество специализированных школ будет уменьшаться, так как с развитием инклюзии, предстоит интеграция учебных заведений, и, следовательно, количество рабочих мест для педагогов будет сокращаться. Однако, и эти опасения не правомерны, поскольку процесс институциональной перестройки займет много времени и в скором такая интеграция вряд ли произойдет. Кроме того, потребность в специальных педагогах уменьшаться не будет, поскольку процент учеников, желающих учиться в инклюзивном классе, и количество учеников, которых может принять такой класс, не так велик.
Во-вторых, далеко не все родители детей с особыми образовательными потребностями склоняются в сторону инклюзивного обучения, поскольку они опасаются, что в условиях инклюзии их ребенку будет оказываться меньше поддержки и уделяться меньше внимания, чем в специализированном классе. Однако это не совсем так, действительно инклюзия предполагает большую степень самостоятельности, которая в первую очередь выражается в участии ученика в проектировании собственного учебного плана, но также инклюзия подразумевает привлечение тьюторов, дополнительных педагогов, специального персонала для того, чтобы сделать обучение детей с особыми образовательными потребностями максимально комфортным и продуктивным. Они же оказывают ребенку индивидуальную поддержку.
В-третьих, часть педагогов и родителей детей без нарушений в здоровье имеют предубеждение, что присутствие в классе ребенка с ОВЗ негативно скажется на общем образовательном уровне. Безусловно, наличие в классе ребенка-инвалида поставит педагога и других учеников в новую, непривычную для них ситуацию, и преподавателю придётся обращаться к непривычным для него, новым методам обучения. Однако, инклюзия предполагает лучшую техническую оснащенность в школе, наличие дополнительных педагогов, а также использование наиболее продуктивных методов и подходов к обучению. Помимо этого, обучение при реализации инклюзивной программы происходит по государственной образовательной программе, следовательно, объем знаний, который должен освоить ребенок не может быть ниже, чем в общеобразовательной школе, а творческий характер обучения, предполагает получение знаний сверх программы. Однако, пока точных данных по нашей стране об уровне знаний выпускников инклюзивных классов нет, по причине короткого срока реализации программы. О том, что фактически дает инклюзия, мы сможем говорить не раньше чем через 5 лет.
Что касается мнения ученых по вопросам эффективности инклюзивного подхода, то они в сходятся. Инклюзия, по мнению большинства исследователей, наиболее точно соответствует современным социальным запросам общества и наиболее полно отражает основные методологические парадигмы настоящего времени.
Принципы, стратегии, подходы и методы, используемые в процессе инклюзивного образования, уже более 15 лет стабильно показывают продуктивные результаты на практике в странах Европы, Скандинавии, в США и Австралии.
Если отдельно выделять преимущества, которые дает инклюзия, то в первую очередь стоит отметить, что инклюзия для детей с ограниченными возможностями здоровья означает социализацию, возможность взаимодействовать со здоровыми сверстниками, перенять у них навыки общения и поведения, адаптироваться в социуме, уйти от чувства обособленности или же беспомощности. Кроме того, инклюзивное образование позволяет детям с особыми образовательными потребностями получить больший уровень знаний за счет более насыщенной программы чем в специализированных образовательных учреждениях. Поскольку, во-первых, при инклюзии обучение выстраивается на базе утвержденной государственной программы. Во-вторых, инклюзия предполагает множество возможностей для приобретения дополнительных знаний, сверх учебной программы, что поддерживается на школьном уровне (творческие уроки, дополнительные педагоги, доступность технических средств, дополнительные занятия, проблемный подход к обучению, применение максимально продуктивных стратегий и способов обучения). В результате, выпускники инклюзивных классов обладают более высоким уровнем академических знаний, проводят больше времени в обществе людей без инвалидности и в общественном секторе занятости, нежели выпускники специализированных школ. Следовательно, и заработанная плата у выпускников инклюзивных школ будет в несколько раз выше, чем у детей, обучавшихся только в специализированных классах.
Надо заметить, что ученики без ограничений в здоровье тоже выигрывают при реализации в школе инклюзии, так как инклюзивные стратегии способствуют улучшению качества обучения, совершенствованию педагогических технологий работы в классе и наличие дополнительных педагогов. Помимо упомянутых возможностей получения дополнительных знаний дети имеют возможность научиться языку Брайля или жестовой речи. Кроме того, специальные проектные технологии, технологии группового совместного обучения, а также взаимного и проблемного обучения способствуют не только повышению академических знаний, но и способствуют развитию чувства ответственности, формируют принципы социального поведения, учат решать задачи самостоятельно.
В итоге, опора на альтернативные стратегии обучения, следование основным принципам обучения в инклюзивных группах, применение специально разработанных методик, учитывающих потребности и возможности учащихся; а также атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания в классе, синтез гуманистических принципов в преподавании с компетентностной основой, и конечно же, толерантность в широком смысле обеспечивают лучшие результаты при обучении, повышение уровня знаний и уровня владения знаниями для всех учащихся.
Колтакова Я. Г., аспирант кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ
Библиография
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.2.2015)
2. Stainback S. Inclusion: A Guide for Educators/ S. Stainback, W. Stainback – Sydney: Paul H. Brookes – 1996. – 416c.
3. Loreman, T. “Inclusive Education. A practical guide to supporting diversity in the classroom”/ Tim Loreman, Joanne Deppeler, David Harvey. – London &New York – published by RoutledgeFalmer. – 2005.