Когда в семье рождается ребенок с глубокими нарушениями зрения, или же ребенок в процессе жизни получил травму, повлекшую за собой слепоту или слабовидение, то порой родители не знают что с этим делать, как жить дальше, как помочь ребенку. Столкнувшись с такой проблемой не надо отчаиваться и думать, что ваш ребенок ни такой, как все, что он не сможет сам преодолеть трудности, которые возникнут на его жизненном пути. Ребенок, должен быть для вас самым лучшим, самым любимым. Первостепенная задача родителей совместно со специалистами – создание наиболее благоприятных и комфортных условий для развития ребенка.
Развитие незрячих и слабовидящих детей раннего возраста очень тесно связано с правильно организованным воспитанием и обучением, как в семье, так и в социуме. Ребенок с аномалиями (слепота или слабовидение) зрения не может самостоятельно овладеть необходимыми ему знаниями об окружающем мире. Однако при глубоких нарушениях зрения у них имеются значительные особенности в способах восприятия, в двигательной активности, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных представлений. Для того , чтобы помочь ребенку выработать свои способы и приемы познания окружающего мира, помощи родителей и медикаментозного лечения недостаточно, необходимо вмешательство специалистов тифлопсихолога , тифлопедагога, дефектолога и др.
Работа специалистов заключается в правильной организации коррекционно-развивающих занятий, направленные на выработку компенсаторных способностей у ребенка для самостоятельного познания окружающего мира, а именно занятия направленные на развитие сенсорной сферы, познавательной сферы, творческой сферы, коммуникативной сферы, психических функций и др., также проводится социально-бытовая реабилитация, которая включает в себя ориентировку в пространстве, самообслуживание, и др. Перед специалистами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений. Такая работа проводится для того, чтобы незрячий или слабовидящий ребенок сформировался как полноценная личность. Аномалия зрения может порождать вторичные нарушения, связанные с развитием личностных качеств ребенка. Слепота и слабовидение не может оказать никакого влияния на формирование таких личностных свойств, как мировоззрение, моральные черты характера и др. Дефект зрения лишь провоцирует появление неблагоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера, такие как эгоизм, эгоцентризм, негативизм и т д.
Если ребенку не создавать специальных условий для развития, то он станет самостоятельно искать способы и и приемы компенсации утраченной функции. Такое компенсаторное приспособление при наличии таких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне.
В развитии незрячего или слабовидящего ребенка можно выделить три характерные особенности:
1. Общее отставание в развитии незрячего ребенка от развития нормально видящих детей. Это проявляется, как в области физического, так и в области интеллектуального развития. Несколько замедленный темп развитие незрячего ребенка обусловлено бедным запасом образных представлений, недостаточностью Двигательной активности, ограниченностью в пространстве.Пассивность и безынициативность часто возникает у незрячих в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания на развитие личностных качеств (таких как активность, самостоятельность), ориентировки. Выше уже упоминалось, что для нормального развития ребенка необходимо правильно организовать коррекционную работу и воспитание в семье.
2. Несовпадение развития зрячих и незрячих и слабовидящих детей. Это связано с тем, что аномальному ребенку приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени пока у него не выработают способы компенсации слепоты или слабовидения, способы познания окружающих предметов, представления, получаемые им из окружающего мира, будут неполные, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Поэтому перед родителями, тифлопсихологами и тифлопедагогами стоит задача помочь детям с нарушениями зрения выработать компенсаторные способы и приемы познания окружающего мира. А именно, развитии осязания, чтобы ребенок мог тактильно изучить и распознать предмет; развитие слуха, чтобы ребенок научился слушать и оценивать те впечатления, которые они получили из окружающего мира и, а также развитие психических функций(внимание, память, мышление и восприятие).
3. Диспропорциональность. Она проявляется в том, что психические процессы и качества личности, которые менее всего страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, а другие качества, которые напрямую связанные со зрением развиваются медленнее (двигательная активность, ориентировка в пространстве). Диспропорциональность связана с отсутствием у ребенка с нарушениями зрения способов и приемов компенсации, основанных на зрительной информации
Таким образом, стадии, характер и темп развития незрячего или слабовидящего ребенка зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей работы, социально- бытовой реабилитации и правильного воспитания в семье.
Психолог Юлия Борисова
Словарь.
Компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. (А.Г. Литвак «Психология слепых и слабовидящих»)
Список литературы:
1. А.Г. Литвак «Психология слепых и слабовидящих»/учебное пособие/С.-Петербург
2. Л.И. Солнецева, Е.Н. Подколзина «Воспитание и обучение слепого дошкольника»/москва-2005