Многие инвалиды знают, что согласно российскому законодательству они имеют право на путевки для осуществления санаторно-курортного лечения, которое они могут реализовать, совершив ряд действий.
Цель настоящей статьи состоит не в объяснении порядка и условий оформления указанных путевок, а в рассмотрении проблем на практике, с которыми встречаются инвалиды по зрению и не только они при их оформлении.
Зачастую, инвалиды, подготовив пакет необходимых документов и подав заявление в уполномоченный орган не получают путевки по два, а то и по три года.
Однако согласно Закону «О государственной социальной помощи», а также Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328) периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, периодом предоставления ему такой путевки является период с даты приобретения гражданином права на получение путевки до 31 декабря текущего года.
Разрешить возникающий спор можно только в судебном порядке. Но итог такого разбирательства также не гарантирует заинтересованной стороне защиту ее прав на санаторно-курортное лечение.
Несмотря на то, что законодательством четко определен срок предоставления путевок суды зачастую отказывают в удовлетворении исков. При этом мотивы отказа могут быть от самых нелепых до изощренных, но все равно не имеющих под собой основания.
В основе своей мотивы судов при отказе совпадают с мотивами ответчиков, то есть органов, на которые возложена обязанность по предоставлению путевок. Их суть заключается в том, что на уровне субъектов Российской Федерации формируются списки лиц, претендующих на получение путевок, в соответствии с очередностью которых и предоставляется санаторно-курортное лечение. А непредоставление путевки вызвано тем, что очередь конкретного гражданина еще не подошла.
В указанной позиции есть лукавство. Как упоминалось выше, законодательством Российской Федерации жестко определен период времени, в течение которого предоставляется путевка. Иных сроков не установлено.
Однако, следуя логике суда, существуют некие иные сроки, связанные с определенной очередью. Налицо первое грубое нарушение законодательства.
Если мы внимательно посмотрим на эту ситуацию с другой стороны и спросим себя, зачем вообще нужна эта очередь, если по закону право гражданина на санаторно-курортное лечение должно быть реализовано в течение календарного года, то можно понять, что у государства попросту не закладывает достаточных средств в бюджет для покрытия этих расходов.
При этом государство предоставило полные гарантии обеспечения прав инвалидов в области санаторно-курортного лечения.
Так в соответствии с п. 1. ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в том числе путевок на санаторно-курортное лечение) закреплено в статье 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам, устанавливаемая законами и иными правовыми актами. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Суды подчеркивают, что гражданина никто не лишает права получить путевку в соответствии с очередностью.
Указанное утверждение является некорректным уже хотя бы потому, что для получения путевки нужно подготовить пакет документов, включая медицинские, подтверждающие нуждаемость соискателя путевки в санаторно-курортном лечении.
Так же не нужно забывать, что эти документы действительны в течение шести месяцев с момента их оформления.
Нужно понимать, что если инвалида поставили в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение, а предоставлена она будет фактически через три года после постановки, то будьте уверены, что такому соискателю путевки придется заново собирать весь пакет необходимых документов и ему придется заново подтверждать свое право на санаторно-курортное лечение.
Другими словами, за три года может измениться все – с инвалида может быть снята группа инвалидности, он может быть не признан нуждающимся в санаторно-курортном лечении.
Результатом всего этого будет отказ в предоставлении путевки. Хотя на момент постановки на очередь он и имел на нее право.
В судебной практике встречаются случаи, когда иски инвалидов о предоставлении путевок удовлетворяются.
Но здесь возникает другая проблема. На практике исполнить такое решение является затруднительным. Все дело снова упирается в финансирование, а учитывая, что бюджет фонда социального страхования на соответствующий год уже сформирован, то взять деньги негде.
Уполномоченные органы при исполнении подобных решений идут следующим путем. Они забирают путевку у одного инвалида-очередника и отдают ее инвалиду, в пользу которого вынесено решение.
Указанная ситуация никак не способствует обеспечению и защите прав инвалидов на получение путевок на санаторно-курортное лечение.