Незрячие в Японии – 1

В Стране восходящего солнца уделяется большое внимание гражданам, имеющим ограничения здоровья, в том числе незрячим. Проводятся регулярные обследования, в ходе которых выявляется состав инвалидов по возрасту и другим характеристикам, динамика их количества по годам, наиболее встречающиеся заболевания, причины инвалидности и др. Данные доводятся до сведения широкой общественности. Создана развернутая законодательная база, регулирующая различные аспекты жизнедеятельности инвалидов.

Решаются и практические вопросы, связанные с обучением, воспитанием, трудоустройством и социальной реабилитацией граждан с инвалидностью. Функционируют специальные школы, в которых обучаются дети, начиная с трех лет, медицинские училища и колледжи с углубленным изучением некоторых адаптированных профессий. Выпускаются учебники с укрупненным шрифтом и по системе Брайля и учебные пособия с рельефными изображениями. Много делается для привлечения инвалидов к спортивной и культурной деятельности, а также трудоустройства.

Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями. На каждую их потребность находится решение. Например, весь общественный транспорт в Японии – доступная среда для инвалидов. В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причем это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан.

Политика активной помощи людям с ограниченными возможностями проводится в Японии с 70-х годов XX века, однако в последние 20 лет формирование доступной среды получило наибольшее развитие. За это время произошли существенные изменения: полностью была создана доступная среда в общественном транспорте, на улицах города и в домах, законодательная база приобрела новый вид, учитывающий потребности людей-инвалидов. Кроме того, в Японии большая статья расходов государственного бюджета направлена именно на здравоохранение.

В Японии существует закон, который обязывает организации создавать доступную среду для инвалидов и иметь в рабочем штате представителей этой категории населения. Для тех, кто не соблюдает это правило, предусмотрены высокие штрафы. Компания обязана взять работника-инвалида, обучить его и официально трудоустроить. Существует специальная организация, которая следит за тем, как исполняется закон в области трудоустройства инвалидов.

Реабилитационные учреждения

К реабилитационным учреждениям для инвалидов по зрению относятся: реабилитационные центры, центры профориентации, школы развития профессиональных навыков и учреждения подготовки собак-поводырей. Кроме того, инвалидам по зрению оказывают поддержку такие учреждения, как Центр социального обеспечения инвалидов по зрению, Центр поддержки инвалидов, Центр для инвалидов по зрению и слуху, а также Ассоциация инвалидов по зрению. В отдельных случаях сотрудники этих организаций приходят на дом к незрячим и помогают им осваивать навыки повседневной жизни.

Медицинская реабилитация

Офтальмологи проводят обследование инвалидов по зрению, осуществляют медицинское обслуживание, оказывают консультации, рекомендуют носить амблиопические или светозащитные очки. Специалисты по ортоптике дают ортоптические упражнения пациентам с амблиопией и проводят зрительные тесты по рекомендациям офтальмологов, а также обучают их пользоваться оптическими устройствами, такими, как увеличительная лупа и увеличительные очки для чтения. Клиники для слабовидящих предлагают консультации и служат связующим звеном с системой социальной реабилитации.

Социальная реабилитация

Передвижение

Слепые учатся безопасно ходить с белой тростью, избегая препятствий, пользоваться оптическими устройствами, такими, как моноколь, для получения информации о том, как добраться до места назначения, и, в случае необходимости, обращаться за помощью к окружающим.

Коммуникация

Важный этап – научиться писать от руки, писать по Брайлю и пользоваться компьютером. Компьютер позволяет пользоваться текстовым редактором, программой табличных вычислений, писать письма по электронной почте, пользоваться интернетом с помощью современных устройств, таких, как программа распознавания голоса, и других возможностей.

Повседневная жизнь

Здесь обучение направлено на облегчение трудностей, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению в повседневной жизни, такими, как различение купюр и монет, ощупывание стола, чистка зубов, уборка, мытье посуды и т.п. Инвалиды по зрению осваивают каждый навык благодаря собственной изобретательности и со временем даже меняют характер своего поведения.

Приготовление пищи

Поскольку приготовление пищи – опасное дело, требующее использования огня и ножей, необходимо обрести навыки уверенного обращения с ними для приготовления вареных и жареных блюд. Опыт приобретается с практикой.

Обучение слабовидящих

Слабовидящие учатся читать с помощью лупы или увеличительных очков для чтения, издалека различать сигналы светофора с помощью монокля, читать книги с помощью типоскопа. Типоскоп – это лист черной бумаги, в котором вырезано отверстие на несколько предложений, что облегчает чтение. Также они учатся писать от руки с помощью Sumiji-guide – устройства, облегчающего этот процесс. Кроме того, они получают поисковые навыки, как отслеживание и сканирование, что помогает быстро идентифицировать объект с помощью усовершенствованной техники остаточного зрения.

Комбинированное обучение

Предлагается и смешанное обучение всех типов, упомянутых выше. Например, обучаемые составляют меню и список покупок, доходя пешком до ближайшего супермаркета, покупают продукты и готовят пищу. Такое задание соответствует одному из сюжетов их повседневной жизни. В результате они постепенно становятся более активными и обретают уверенность в себе.

Профессиональная реабилитация

Обучение канцелярской работе

Профессиональная реабилитация производится в учебных центрах, в том числе в школах развития профессиональных навыков для инвалидов, где помогают освоить компьютер, обучают бухгалтерскому делу, расчету заработной платы и составлению презентаций, переводу в письменный текст аудиозаписей, пользованию телефонной клавиатурой. Более того – учат набирать текст, обрабатывать его и стенографировать, используя фонограммы. Здесь же проводится обучение этикету делового общения и канцелярской работе с помощью компенсационных устройств.

Упомянутые выше школы или специализированные учебные центры способствуют приобретению навыков программирования и создания собственных страниц в интернете.

Обучение Рирё

Обучение японскому традиционному массажу, общему массажу, акупрессуре и акупунктуре производится в государственных или частных учебных центрах, корпорациях социального обеспечения, университетах и школах для незрячих для подготовки к государственному экзамену. Обучение на физиотерапевта, то есть получение медицинской профессии, производится в школах для незрячих и университетах.

Процесс реабилитации

Инвалиды по зрению сначала проходят консультацию у офтальмологов, после чего начинается медицинская реабилитация. Лица с неизлечимыми нарушениями зрения подают заявление на получение сертификата по инвалидности, что дает возможность пользоваться услугами социального обеспечения.

Обучение инвалидов по зрению происходит как в учебных центрах, так и на дому, в том числе в домах инвалидов. Инструкторы учебных центров готовят различные учебные программы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. Обучение на дому более эффективно, поскольку максимально приближено к условиям реальной жизни. Получив необходимую подготовку, обучаемые возвращаются к своим прежним занятиям или находят новые. Однако перед этим проводится собеседование с руководством школы или семьями с целью улучшения условий их существования и выработки дальнейшей стратегии.

Источники:

Зарубежный тифломир [Текст] / Рос. б-ка для слепых. – М., 2012. Вып. 5: [реф. пер.] : [12+] / [сост. и пер. Е. В. Захарова]. – 2016. – 54 с.

https://news.itmo.ru/ru/news/7825/

Администратор сайта