ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

Борисова Юлия Юрьевна, психолог КУК ВО “ВОСБС им. В.Г. Короленко”

Нарушение зрительной функции у маленького ребенка существенно ограничивает его возможности при передвижении в пространстве. Это, в свою очередь, создает препятствия к изучению окружающего мира, приводит к снижению уровня адаптации к социальной среде. Обучение слепого малыша ориентированию в пространстве необходимо начинать с первых дней его жизни.

Для незрячего малыша ходьба имеет особое значение. Если ребенок мало ходит, не бегает, не играет в подвижные игры, то это может привести к возникновению навязчивых состояний, с помощью которых организм пытается обеспечить разнообразие движений сам. Малыш может уходить в себя, раскачиваться, кивать и вертеть головой из стороны в сторону, размахивать руками и ногами.

Если ребенок пока еще только учится ходить, то во время передвижения все его усилия направлены на то, чтобы сохранить равновесие, не упасть и не споткнуться. Такая неуверенность во время ходьбы порождает страх, из-за которого сложнее воспринимается окружающее пространство.

Кроме овладения навыком ходьбы, родителям необходимо приложить усилия для развития слухового, осязательного и обонятельного восприятия ребенка, а также научить его ориентации на собственном теле.

К слуховому восприятию относятся: умение ребенка поворачивать головку, переворачиваться на бочок влево и вправо на звук игрушки, тянуть ручки и поворачиваться на голос мамы, реагировать на различные эмоциональные реакции близких родственников.

Когда ребенок научится самостоятельно сидеть, а потом и ходить, необходимо побуждать его двигательную активность. Раскладывайте вокруг ребенка звуковые игрушки, погремушки, чтобы он искал их руками, стремился найти предметы по звуку.

В процессе общения с незрячим ребенком постоянно обращайте его внимание на звуки, которые слышны вокруг. Например, играя с машинкой или грузовиком, мы слышим звук трения колес. При входе в помещение – звук открывающихся дверей. Существует масса бытовых звуков, которые помогут слепому на слух воспринимать пространство и ориентироваться в нем: раскрывающегося зонтика, застегивающейся молнии на куртке или сумке, ножа во время шинковки овощей, льющейся из крана воды, кипящего чайника и другие.

Развитие осязательной и обонятельной чувствительности включает в себя способность незрячего ребенка изучать руками окружающие его вещи, то есть развивать поисково-исследовательскую деятельность. Для полноценного восприятия информации о них необходимо усиливать тактильную чувствительность пальцев рук.

Покажите ребенку, как можно исследовать пространство, в котором он живет: изучите расположение комнат в квартире, расстановку и интерьер спальни, столовой, ванной, кухни. Позвольте малышу изучить мебель детально: позвольте ему руками ощупывать шкаф, кровать, диван, стол, телевизор, компьютер и другие предметы домашнего обихода. Разрешайте ходить босыми ногами по полу, для того чтобы научиться тактильно определить его покрытие (ковер, плитка, линолеум, ламинат). Спрашивайте ребенка, в какой комнате он сейчас находится.

Развитие мелкой моторики необходимо в том числе для формирования правильного захвата рукой предметов быта и умение с ними обращаться: вытираться полотенцем, пить из кружки, пользоваться ложкой, завязывать шнурки, закручивать и раскручивать крышки и пр.

В статье Развитие мелкой моторики рук мы уже предлагали комплекс упражнений для родителей, который можно использовать для самостоятельных занятий дома. Комплекс поможет развить мелкую моторику рук и увеличить тактильную чувствительность пальцев незрячего ребенка.

Обоняние играет немаловажную роль при ориентировке в пространстве. Умение слепого ребенка различать запахи поможет: определять и реагировать на вкусную и невкусную пищу; различать особенности помещений, в которых он находится по функциональному назначению (кабинет врача, кафе, парикмахерская, ванная комната) и по общим признакам (старое или новое, жилое или нежилое); определять степень чистоты одежды (чистая-грязная); отличать шампунь от жидкого мыла, крем для рук от зубной пасты и т.д. Взрослому необходимо лишь акцентировать внимание малыша на запахах при изучении новых предметов, помещений и пищи.

К ориентировке на собственном теле относится способность малыша показывать и называть части своего тела. Если он еще не может говорить, он вполне способен показать по вашей просьбе, где у него находятся ручки, ножки, голова (а позднее и назвать их).

Взрослый прикасается рукой к голове малыша и называет ее, а затем повторяет это действие руками ребенка. Для большей наглядности и закрепления этих движений в памяти используйте стишки-потешки о частях тела (предложенные ниже в упражнениях как дополнительный материал к статье).

Очень важно вместе с малышом изучать одежду, которую он носит. Покажите, как надевать нижнее белье, колготки, кофточки, застегивать молнию, пуговицы и кнопки. Отдельно остановитесь на карманах. Покажите, где они расположены и что в них можно положить, например, в один карман положить платочек, а в другой -конфетку. Конечно, ребенку захочется съесть конфетку, и ему придется засунуть руку в карман. Таким способом незрячие дети скорее научатся пользоваться карманами и другими функциональными деталями одежды. Обратите внимание на украшения: бантики, стразы, рюши, принты, отделка мехом и различные застежки. Таким образом мы даем зачатки эстетического воспитания, прививаем хороший вкус и стиль, даем первое понятие моды. Самое главное, ребенок должен знать, что на нем надето, и уметь описать свою одежду.

С раннего возраста проговаривайте ребенку свои действия и действия других: когда идете по улице, скажите ее название; подходя к пешеходному переходу, дайте знать ребенку об этом, обратите внимание на звуковой сигнал, разрешающий движение пешеходам; проходя мимо кафе или пиццерии, обратите внимание малыша на запах вкусной еды и подскажите, откуда он распространяется.

Реабилитологи рекомендуют в возрасте 4-6 лет познакомить ребенка с тростью. По разным наблюдениям, чем раньше ребенок будет ходить с тростью, тем естественнее он будет чувствовать себя в социальной среде. Трость используется в том числе для профилактики навязчивых состояний, про которые мы упоминали в начале статьи. Предлагая трость ребенку в первый раз, ее можно назвать волшебной палочкой, которая поможет самостоятельно ходить.

Трость – это важный помощник в жизни незрячего человека, наравне с современными тифлосредствами (навигаторами, браслетами, другими портативными устройствами). Существуют определенные стандарты подбора трости в зависимости от физических параметров ребенка, она меняется по мере его роста.

Если у ребенка есть остаточное зрение, то его необходимо развивать и учить им пользоваться. С помощью остаточного зрения малыш может выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, а также воспринимать изображение в контрастном цвете (белое на черном, черное на белом, желтое на синем, белое на синем – в зависимости от особенностей зрительного восприятия). В более старшем возрасте, когда слабовидящий ребенок сможет самостоятельно ходить с тростью, умение различать предметы поможет ему обходить препятствия.

Своевременно сформированная способность ребенка свободно передвигаться, умение дифференцировать разнообразие звуков и запахов, тактильная чувствительность помогут ему стать более самостоятельной личностью и легче адаптироваться к жизни в социуме.

Предлагаем несколько вариантов занятия с детьми, которые помогут родителям самостоятельно в домашних условиях организовать игровую деятельность.

Занятие № 1. Развитие слухового восприятия

Цель занятия: развить у незрячего ребенка навык ориентирования в пространстве на слух.

Материалы: колокольчик, звуковая игрушка.

Предложите ребенку поиграть. Заранее определитесь с местом игры. Это должна быть свободная площадка или комната. Взрослый отходит в сторону и звонит в колокольчик/включает звуковую игрушку. Задача ребенка – на слух определить, в какой стороне раздается звук, и самостоятельно дойти до взрослого.

Обратите внимание ребенка на такие понятия, как «близко», «далеко», пусть он самостоятельно попытается определить на слух расстояние, на котором звонит колокольчик.

Занятие № 2. Ориентировка на своем теле

Цель занятия: развить у незрячего ребенка навык ориентирования на своем теле, сформировать понятия «лево» и «право», а также способность выполнения команд на слух.

Материалы: мяч, игрушка небольшого размера.

Предложите ребенку поиграть в командира и подчиненного. Важное замечание: не стоит включать музыкальное сопровождение, поскольку ваш малыш здесь учится определять и различать звуки на слух. Музыка будет отвлекать ребенка, и он не сможет выполнить правильно ваши требования.

Взрослый задает команды ребенку:

– поднять вверх правую (левую) руку;

– поднять правую (левую) ногу, согнув ее в колене;

– присесть и быстро встать;

– повернуться ко мне спиной, сделать один шаг влево, шаг вправо;

– поставить руки на пояс и поочередно сделать наклон влево- вправо.

Ребенку можно усложнить задачу, предложив выполнять аналогичные упражнения с мячом. К тому же игры с мячом очень любят как незрячие и слабовидящие дети, так и их зрячие сверстники.

Принцип игры аналогичен: взрослый задает команды, а ребенок их выполняет. Конечно, прежде чем начинать играть, покажите ребенку, что значит поднять мяч вверх-вниз, отвести его вправо-влево и т.д.

Команды взрослого:

– подними мяч вверх;

– опусти вниз;

– повернись с мячом вправо, затем влево.

Игры с мячом можно проводить не только в помещении, но и на улице. Покажите ребенку, как бросать мяч вперед и назад, вправо и влево. Объясните и покажите, чем отличаются понятия «бросать» и «катить».

Занятие №3. Ориентировка на поверхности стола

Цель занятия: развить у незрячего ребенка навык ориентирования на поверхности стола и сформировать понятия «над», «под», «на».

Материалы: стол с свободной поверхностью, игрушки.

Предложите ребенку поставить игрушку на стол, под стол, слева от стола, справа от стола. Затем пусть поставит игрушки на поверхности стола в ряд слева направо.

Попросите ребенка показать:

– Где находятся у стола углы?

– На какую геометрическую фигуру похож стол?

– Покажи, где у стола ножки и посчитай их.

– Сколько ножек у стола?

Занятие № 4. Ориентировка на своем теле

Цель занятия: сформировать представление слепого ребенка о частях своего тела и соотнести их с частями тела близких людей.

Материал: кукла.

Попросите ребенка показать и назвать части своего тела. Затем попросите показать и назвать части тела на кукле и части тела у взрослых. В процессе обучения можно использовать популярные стишки-потешки.

Эта потешка поможет малышу не только найти свои пяточки, но и научится прятать их под одеяло:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Пряч скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай.

Следующую потешку сопровождайте действиями, чтобы слепому малышу стало понятно о какой части тела идет речь:

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос,

Весь казюльками зарос.

А вот это глазки, ушки, щечки,

А вот это что?

Животик.

А вот это Лизин ротик,

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок.

Данная потешка поможет слепому ребенку понять о назначении каждой части тела и будет побуждать его к действию:

Ротик мой умеет кушать

Нос дышать, а ушки – слушать.

Глазоньки – моргать, моргать

Ручки все хватать, хватать.

Занятие № 5. ориентировка в микропространстве

Цель занятия: сформировать у незрячего ребенка представление о замкнутом пространстве и расположение предметов в нем.

Материал: мебель для куклы (шкаф, стол, кровать, диван и пр.) и картонная коробка.

Занятие подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

Скажите ребенку, что мы в гостях у куклы. Помоги кукле расставить в комнате (коробке) мебель. Предложите поставить слева кровать, справа – шкаф, а посередине – стол.

Задавайте ребенку вопросы:

– Какая мебель в комнате похожа на мебель у куклы?

– Найди предмет, который представляет собой деревянную крышку с четырьмя ножками.

– Найди в комнате предмет, у которого есть спинка, сиденье и четыре ножки.

Занятие № 6. Ориентировка в домашнем помещении

Материал: картон, счетные палочки, игрушечная мебель.

Положите картон (прямоугольной или квадратной формы). На нем счетными палочками отметьте расположение окон и дверей. Затем попросите ребенка расставить мебель, соотнося ее с реальным расположением в комнате.

Научите ребенка описывать свою квартиру. Попросите показать кухню, спальню, гостиную, туалет. Поиграйте с ребенком в игру: найди свой шкафчик, полотенце, игрушку, кровать и пр.

Администратор сайта