Аудио-обзор “Легенды русской авиации”, к 100-летию гражданской авиации России

День гражданской авиации России ежегодно отмечают 9 февраля. С профессиональным праздником поздравляют не только пилотов, но и бортпроводников, авиаинженеров и других работников отрасли.

В 2023 году исполняется 100 лет со дня основания отечественной гражданской авиации.

Имена выдающихся авиаконструкторов и летчиков стали легендарными, их открытия и подвиги навсегда вписаны в историю отечества. Легендарными называют и самые знаменитые самолеты, которые прославились в воздушных боях и на мирных трассах. Об этих людях и этих самолетах мы поведем рассказ.

На фото: самолёт А.Ф. Можайского

Двадцатого июля 1882 года на большой поляне в Красном Селе под Петербургом собралась толпа, привлеченная необычайным зрелищем. Люди с удивлением разглядывали диковинный аппарат. Его корпус по форме напоминал лодку, снабженную двумя прямоугольными крыльями и хвостом, похожим на корабельный киль. На носу лодки и в прорезях крыльев располагались винты. В действие их должны были приводить две паровые машины.

Так выглядела «Жар–птица» – первый в мире самолет, созданный офицером русского флота, контр – адмиралом Александром Федоровичем Можайским (1825 – 1890).

Первые русские летчики

Первые самолеты в небе появились в начале 20 века. Это были иностранные машины, своих конструкторов у нас тогда не было. Не было и своих пилотов, поэтому на самолетах летали иностранцы.

В 1909 году группа русских добровольцев, мечтавших стать авиаторами, поехала во Францию. В эту группу входил Михаил Никифорович Ефимов (1881 – 1919). Он стал первым русским летчиком, который получил диплом пилота–авиатора.

На фото: летчик М.Н. Ефимов

Вернувшись на родину, Ефимов 8 марта 1910 года поднял в воздух биплан конструкции Фармана. Это был первый полет русского летчика в России. В этот день Михаил Никифорович побил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, установленный американцем Орвиллом Райтом.

В течении 1910 года на международных авиационных турнирах в Вероне, Будапеште, Руане, Реймсе Ефимов занимал первые места в соревнованиях по дальности и продолжительности полетов, грузоподъемности и точности посадки.

Самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец»

Необычная машина появилась в российском небе в 1913 году. Это был первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» конструкции молодого инженера из Санкт – Петербурга Игоря Сикорского. Он поражал невиданными по тем временам размерами: длина – 20 метров, размах крыльев – 27 метров, вес с полной нагрузкой – почти пять тонн. До этого в самолетах помещалось не более двух человек, а «Русским витязем» управлял экипаж из трех авиаторов, и было еще четыре пассажирских места.

На фото: самолёт Игоря Сикорского “Русский витязь”

Самолет вел сам Сикорский. В августе 1913 года он поднял на «Русском витязе» 8 человек и летал с ним 1 час 54 минуты. Это был выдающийся результат.

Еще больше поразил современников следующий самолет Сикорского – «Илья Муромец», который побил все мировые рекорды длительности и высоты полета. Летом 1914 года Сикорский вместе со своими коллегами – авиаторами совершил на нем сверхдальний для того времени перелет из Петербурга в Киев и обратно.

На фото: самолёт Сикорского “Илья Муромец”

Четырехмоторный «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом.

Во время Первой мировой войны из «Муромцев» была сформирована первая в мире эскадра (отряд) тяжелых бомбардировщиков. На каждом самолете установили по две полуавтоматические пушки и по три пулемета.

Переоборудованный «Муромец» вместо пассажиров мог нести бомбы весом от 80 до 240 килограммов. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских самолетов, потеряв при этом лишь одного «Муромца» непосредственно в боях с вражескими истребителями.

Выдающийся русский пилот Пётр Николаевич Нестеров родился в 1887 году. Он был артиллерийским офицером, служил на Дальнем Востоке. Уже тогда он понял, что авиация будет играть большую роль в военном деле, и добился перевода сначала в воздухоплавательную роту, где в совершенстве освоил полеты на воздушном шаре, а затем в Гатчинскую школу летчиков – одну из первых в России.

На фото: Петр Николаевич Нестеров

Однажды во время учебного полета Нестеров сделал поворот, резко наклонив самолет. Все получилось, однако на земле ему объявили выговор за нарушение правил пилотирования. Но вскоре летчик доказал свою правоту. В полете загорелся бензин в карбюраторе его самолета, мотор остановился.

Казалось, катастрофа неминуема, решение нужно было принять за доли секунды. Если бы Нестеров действовал по французской инструкции, он неминуемо упал бы на жилые дома, окружавшие летное поле. Но он смело заложил крутой вираж и спланировал на аэродром. Все, кто видел этот маневр, были ошеломлены.

Никто еще не выполнял ничего подобного. Новые приемы пилотирования Нестеров осваивал не для того, чтобы удивлять публику. Он готовился к будущим боям, понимая, что успешный воздушный маневр – залог победы.

Точно был просчитан и самый знаменитый полет Нестерова, во время которого он впервые в мире выполнил «мертвую петлю».

Когда началась Первая мировая война, штабс–капитан Нестеров стал воздушным разведчиком. Однажды он заметил три самолета противника над позициями русских войск. Они готовились сбросить бомбы. На самолете Нестерова не было никакого вооружения, но он смело пошел на сближение, настиг тяжелый вражеский «Альбатрос» и, набрав высоту, сверху ударил по нему колесами своей машины.

Это был первый в мире воздушный таран. «Альбатрос» камнем рухнул на землю. Героически погиб и Пётр Николаевич Нестеров – его самолет был сильно поврежден и при падении разбился. Никто из немецких, английских и французских летчиков не рискнули во время той войны повторить подвиг русского пилота.

Во всем мире Пётр Николаевич Нестеров призван основоположником высшего пилотажа. Кубком имени П.Н. Нестерова Международная авиационная федерация награждает победителя первенства мира по высшему пилотажу.

18 июня 1937 года В.Чкалов, Г.Байдуков и А.Беляков подняли самолет в воздух. Через сутки вошли в полярный район – магнитные компасы сразу отказали и ориентироваться пришлось по солнцу. Запасы кислорода иссякали. Несколько раз возникала угроза обледенения: машина, покрытая толстой ледяной коркой, теряла летные характеристики, просто падала. Приходилось то спускаться ниже облаков, то подниматься выше.

На фото: слева направо Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков.

Ситуация и так была накалена до предела, и вдруг раздался какой-то хлопок, запахло спиртом, стекло кабины пилота покрылось слепой ледяной коркой… Оказалось, лопнула трубка водяной системы охлаждения мотора, вода вылилась на стекло. “Через 5-6 минут мотор разлетится на куски, – крикнул Чкалов. – Саша, тащи всю жидкость, которая есть на борту”. И пока Байдуков на высоте 4500 километров, высунув руку в форточку, скалывал ножом со стекла лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду.

Сели в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”…

За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

Во время Великой Отечественной наши летчики брали в полет фотографию Чкалова – на удачу.

Очень важной в те дни была работа наших авиаконструкторов, трудившихся над созданием новых самолетов для фронта. В 1943 году военно-воздушные силы получили новую отличную машину.

Под руководством авиаконструктора А.С.Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны Як-3. В 1943 году А.Н.Туполевым был создан пикирующий бомбардировщик ТУ-2. В суровые военные будни, отводя на сон всего 2-3 часа в сутки, С.А.Лавочкин создавал новые быстроходные, хорошо вооруженные истребители Ла-5, ЛаГГ-3.

самолет Як-1
самолет истребитель Як-3
истребитель Ла-5

Много славных страниц вписала отечественная авиация и в послевоенное время. Небо Кореи и Афганистана, Ле-Бурже и Фарнборо помнит российские самолеты и их отважных пилотов. Им как никому покоряется небо.

#легенды_русской_авиации #100летие_гражданской_авиации_России #аудио_обзор #новости #памятные_даты_истории #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко