Октябрь – важнейший месяц в истории литературного Воронежа. Ведь именно он открыл город всей литературной России именами Алексея Васильевича Кольцова и Ивана Саввича Никитина. Алексей Васильевич родился 15 октября 1809 года, а Иван Саввич – 3 октября 1824 года.
Судьбы поэтов схожи. Оба по праву могут быть названы народными. Язык их произведений прост и приближен к народному, в то же время литературно благороден. Кольцов и Никитин прожили недолгую жизнь. Кольцов – 33, Никитин – 37. Таков удел многих поэтов – ярко вспыхнуть и уйти.
Первое стихотворение, называвшееся «Три видения», Алексей Кольцов написал в 16 лет. Впоследствии его уничтожил. Мало было в нём собственного поэтического дарования. Угадывался в стихотворении и поэт, на которого хотел быть похожим Кольцов – Иван Дмитриев. В ранних произведениях воронежского самородка много подражательных. Постепенно вырабатывалось собственное звучание лиры Кольцова, вылившееся в двух оригинальных жанрах – песни и думы. Песни Кольцова близки определению, данному критиком Юрием Айхенвальдом:
«Поэзия Кольцова – это деревня нашей литературы. Из города, из обители культурных утончённостей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Всё здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте».
Думы напротив могут быть названы жанром городским. Человек в них размышляет, вынашивает мысли, философствует. К этому жанру Кольцова подвинули друзья из столичного кружка Белинского, спорившие о мировых вопросах. Воронежский поэт впитывал их идеи и сообразно своему дарованию выражал.
«С ним родилась его поэзия, с ним и умерла её тайна», – написал о смерти Кольцова критик В. Г. Белинский.
21 ноября 1853 года в «Воронежских губернских ведомостях» было напечатано стихотворение «Русь». Через несколько недель в газете оно было перепечатано в «Санкт-петербургских ведомостях» с комментарием:
«Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?».
Как и Кольцов, Никитин прославился как певец русской природы. У Никитина больше, чем у Кольцова, проступали религиозно-мистические мотивы в описаниях природы. В раннем творчестве Иван Саввич уходил от общественной проблематики, находя разрешение социальных конфликтов во вдохновляющих пейзажах и вере.
Позднее, когда Никитин начнёт описывать реалии и тяготы жизни, он достигнет в этом такого драматизма, какой для Кольцова был невозможен. Постепенная смена поэтического направления поэтом вызвала неоднозначную реакцию читателей, знавших его лично. Свои сомнения Иван Никитин выразил в письме к критику и поэту А. Майкову: «Только один вопрос постоянно меня мучит: не ошибаюсь ли я, исключительно обратившись к стихотворениям в простонародном духе?.. Некоторые говорят, что произведения подобного рода… прозаичны по своей положительности, что поэзия собственно состоит в образах, в романтизме, в некоторой даже неопределённости».
Иван Саввич Никитин войдёт в историю как поэт остро социальный и в то же время духовный, мистический, религиозный. В некоторых произведениях эти направления его поэзии будут соединяться. Например, в стихотворении «Порывы», в котором он рассказывает всю правду о себе. Никитин выступает как защитник всех скорбящих и страждущих. В образе опять же проявляется что-то христианское, нашедшее себе своеобразное творческое выражение.
К Кольцовско-Никитинским дням в Воронеже сотрудники ВОСБС им. В. Г. Короленко начитали стихотворения А. В. Кольцова и И. С. Никитина. Предлагаем их вашему вниманию.