Аудио-беседа “Видеть мир душой”

3 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи – известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата отмечается как День слепых.

Предлагаем вашему вниманию аудио-беседу, которая расскажет о шрифте Брайля, используемом Гаюи при обучении, о приборах для слепых и рельефных географических картах, глобусах и книгах, которые он придумал.

До 18 века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».

В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых.

В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России. Люди, нуждающиеся в помощи и поддержки, получили ее.

На фото: памятник Валентину Гаюи.

Ты сердцем видишь доброту,

Руками ты читаешь звуки,

Умеешь слышать тишину,

В пространстве двигаясь по звукам.

Всемирный день проблемы этой,

Мы отмечаем на планете,

Чтоб каждый помнил, не забыл,

И каждый час, ты жизнь ценил.

Когда душа светла, чиста,

То не страшна ей слепота,

Не знаешь мира красоты,

Зато душою видишь ты…

От наставника – к ученику: Гаюи – Лезюэр – Брайль

В первой четверти ХIХ века обучение слепых возникло почти во всех странах Европы, большей частью одним институтом на целое государство, но число их постепенно росло. В деле постановки рельефного книгопечатания все основатели институтов слепых, как часто называли эти школы по примеру первой, Парижского института слепых, обычно следовали примеру Гаюи и использовали предложенный им рельефно-линейный шрифт. В этом случае лишь один Парижский институт после своей реставрации явился исключением, приняв систему Барбье.

Шло время. В 42 километрах от Парижа в деревеньке Кувре, в семье крестьянина Брайля в 1809 г. родился мальчик Луи, зрячий. Отец мальчика занимался еще ремеслом шорника, изготовляя конскую упряжь. Луи было три года, когда раз его оставили без надзора. Малыш нашел шорный ножик отца и ткнул себя ножиком в глаз. От раненого глаза у мальчика разболелся и другой. В результате Луи ослеп.

Ухаживая за сыном, его отец вспомнил сделанное когда-то правительством Республики еще в годы революции указание родителям слепых детей отдавать их учиться в Парижский институт слепых. Когда Луи было 10 лет, отец его повез в город, разыскал институт, возобновивший к тому времени свою деятельность, и передал сына директору Гилье. Луи Брайль учился у Франсуа Лезюэра – первого ученика Валентина Гаюи и лучшего учителя института.

Луи Брайль закончил обучение к 16 годам в 1825 году, после чего за выдающиеся успехи был оставлен при институте на должности преподавателя математики и органиста. Именно опыт незрячего математика и музыканта позволил ему предложить систему, опирающуюся на тактильное восприятие и ставшую универсальной.

Рельефный точечный шрифт Луи Брайль изобрел в 16 лет, а опубликовал после доработок в 1829 году. Как и большинство новаторов, он не дожил до признания своих заслуг. Представленная им на организованном Шотландской акаде­мией искусств в 1832 году конкурсе систе­ма почти не вызвала интереса.

Всего в конкурсе участвовало 33 алфавита для незрячих. Долгие годы брайлевский шрифт не был признан европейцами, даже Парижский институт слепых официально принял систему Брайля лишь после его смерти. 

#День_слепых #Валентин_Гаюи #незрячие_мира #незрячие_Воронежа #библиотека_Короленко