Аудио-обзор «История дальней авиации»

23 декабря дальней авиация Российской Федерации отмечает свой профессиональный праздник.

Именно в этот день 1914 года, всего через три с половиной месяца после начала Первой Мировой войны, впервые в мире была создана эскадра тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», по поводу чего последний российский император Николай II утвердил соответствующее решение военного совета Российской армии. Первым начальником эскадры стал инициатор ее создания, генерал-майор Михаил Шидловский – член Госсовета Российской империи и председатель правления акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода, где делались первые в мире «Ильи Муромцы».

Высочайшее распоряжение день в день совпало с другой знаменательной датой: ровно за год до этого, 23 декабря 1913 года четырехмоторный гигант «Илья Муромец» впервые поднялся в небо. Так что, когда в 1999 году главнокомандующий ВВС Российской Федерации Анатолий Корнуков в своем приказе устанавливал новый профессиональный праздник для своих подчиненных, у него было сразу два веских повода выбрать именно эту дату.

Русский богатырь «Илья Муромец»

Первый в мире тяжелый четырехмоторный бомбардировщик С-22 «Илья Муромец» получил имя легендарного русского богатыря не просто так. Его предшественник – первый в мире четырехмоторный самолет – назывался более абстрактно – «Русский витязь». По некоторым данным, создатель этих тяжелых машин, знаменитый русский, а затем американский авиаконструктор Игорь Сикорский планировал построить целый ряд тяжелых самолетов, каждый из которых носил бы имя былинного богатыря.

«Русский витязь» с самого начала создавался как самолет дальней войсковой разведки. А вот его наследник стал первым в мире пассажирским лайнером. Он получил первый в истории авиации отделенный от пилотской кабины пассажирский салон, предназначенный для размещения полутора десятков человек. Этот салон не только имел остекление и спальные комнаты, но даже ванную с туалетом и отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей.

В самолете были даже предусмотрены двери для выхода из салона на поверхность нижних крыльев, где, как предполагалось, пассажиры могли бы при желании проветриться в полете (тогдашние скорости и высоты позволяли делать это почти без риска).

Не одних рекордов ради: зачем СССР сверхдальние полеты

Тридцатые годы ХХ века стали временем, когда авиация брала один рекордный рубеж за другим: быстрее, выше, дальше. Первое время военные и гражданские самолеты мало отличались друг от друга. Летающие машины, выполнявшие рекордные полеты, были не совсем военными, но и не совсем гражданскими. Например, знаменитый самолет АНТ-25 имел второе имя – РД, что чаще всего расшифровывалось как «Рекорд дальности». Впрочем, знающие люди понимали, что эту аббревиатуру без ущерба для смысла можно расшифровать и как «Разведчик дальний». Уникальный РД летом 1937 года перенес из СССР в США два экипажа рекордсменов: Валерия Чкалова и Михаила Громова. После чего РД запустили в производство малой серией – для военных нужд. В войска он поступал под индексом АНТ-36 или ДБ-1, то есть «Дальний бомбардировщик первый».

Военным был и самолет-рекордсмен АНТ-37бис «Родина», на котором в 1938 году женский экипаж под командованием Марины Расковой установил женский мировой авиационный рекорд дальности полета. По сути, это был тот же ДБ-2, то есть «Дальний бомбардировщик второй», доработанный специально для рекордного полета. В качестве основы для «Родины» и ее строевых вариантов был взят все тот же АНТ-25, или РД: не зря Чкалов и Громов испытывали эту машину в самых экстремальных условиях над Северным Ледовитым океаном.

Первая советская бомбардировка Берлина

К началу Великой Отечественной войны дальняя авиация СССР располагала 1333-мя самолетами. Многие из них не уступали германским бомбардировщикам – по крайней мере, в дальности полета. Именно эти особенности отечественных машин позволили нашим летчикам в самые трудные дни августа 1941 года совершить то, что всему миру казалось просто невозможным: бомбардировки Берлина. И хотя реальный ущерб, нанесенный вражеской столице, был невелик, куда важнее был ущерб психологический: берлинцам наглядно дали понять, что СССР не только не собирается сдаваться, а способна наносить серьезные удары.

Первыми Берлин атаковали дальние бомбардировщики ДБ-3 Балтийского флота в ночь на 8 августа 1941 года. Затем в ночь на 11 августа на бомбежку отправились более «дальнобойные» и грузоподъемные самолеты – начавшие поступать в войска перед самой войной ТБ-7 и Ер-2.

В общей сложности в налете участвовали 10 дальних бомбардировщиков. А всего за неполный месяц – с 8 августа по 5 сентября – советские ВВС нанесли девять бомбовых ударов по Берлину и другим городам Германии, сбросив 311 фугасных и зажигательных бомб.

Ту-104: демобилизованный бомбардировщик

Начало реактивной эры в авиации в первый момент как будто вернуло ее к началу ХХ века, когда самолеты только-только пробовали свои крылья. Несмотря на то, что к концу Второй Мировой войны военные и пассажирские машины уже довольно сильно отличались друг от друга, появление реактивного двигателя заставило авиаконструкторов вновь сблизить их между собой: отрабатывать новые решения было удобнее на единых прототипах. Именно так поступили и в советском авиационном КБ академика Андрея Туполева, когда в 1954 году перед ним была поставлена задача создать первый отечественный реактивный пассажирский лайнер.

Рекордсмены современной российской дальней авиации

В том, что самолеты, стоящие на вооружении Дальней авиации ВКС России, не устарели и по-прежнему являются грозным оружием, и российские, и иностранные военные убедились в ходе боевой операции ВКС России в Сирии. Основу сегодняшней российской дальней авиации составляют самолеты, разработанные в ОКБ имени Андрея Туполева – Ту-22М, Ту-95 и Ту-160. Из этой троицы именно «девяносто пятые» и «сто шестидесятые» записали на свой счет наибольшее число рекордных показателей.

Что касается Ту-160, то эта машина – наследница Ту-22М, одного из первых в мире тяжелых бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. За 30 лет, которые «сто шестидесятый» находится на вооружении, он сохранил все свои рекордные показатели. Во-первых, это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Во-вторых, это самый большой и быстрый самолет с изменяемой геометрией крыла. В-третьих, Ту-160 – самый тяжелый боевой самолет в мире, который способен нести бомбовую нагрузку, которую не поднимет ни один другой современный бомбардировщик. И в-четвертых, он самый быстрый из бомбардировщиков, стоящих на вооружении во всем мире.

Подготовлено по материалам Татьяны Рублевой

К знаменательной дате в читальном зале библиотеки подготовлена одноименная книжная выставка, на которой представлены книги и CD диски, рассказывающие об истории авиации России. Выставка будет инсталлироваться до конца месяца.

#история_дальней_авиации_России #аудио_обзор #незрячие_Воронежа #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко