Рубрика “Великие педагоги. Антон Семёнович Макаренко”

В рамках Года педагога и наставника в России мы продолжаем РУБРИКУ “Великие педагоги”, очередной выпуск которой посвящен советскому педагогу и писателю Антону Семёновичу Макаренко.

Ведущий РУБРИКИ “Великие педагоги” – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета расскажет кем был и чем прославился на весь мир автор «Педагогической поэмы».

Объявленный в России указом президента Год педагога и наставника совпал с 90-летием публикации «Педагогической поэмы» Антона Макаренко — в 1933 году в третьей книге альманаха «Год XVII» вышла ее первая часть. ЮНЕСКО в 1988 году включила советского педагога и писателя в четверку деятелей, определивших развитие педагогической мысли в XX веке: интерес к идеям и практикам Макаренко в мире порой был едва ли не выше, чем в СССР, где его посмертное признание отчасти омрачалось прижизненными скандалами.

Фамилия Макаренко в России нарицательная: даже люди, часто почти ничего не знающие об Антоне Макаренко, вспоминают ее, когда хотят оценить чьи-нибудь воспитательные усилия. Более глубокая ассоциация — беспризорники: миллионы сирот, скитавшихся по стране после Гражданской войны, которых надо было забрать с улиц и из тюрем и заново научить жить в обществе.

На фото: А.С. Макаренко со своими воспитанниками.

«Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными,— говорил Антон Макаренко в одном из своих последних выступлений.— Это неправда. Я всего проработал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 лет с беспризорными».

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) родился в Харьковской губернии Российской империи в простой семье. Его отец был маляром, но из рядового рабочего вырос до начальника в большой мастерской по ремонту железнодорожных вагонов Южных дорог.

Железное ведомство содержало довольно неплохие по тем временам школы для детей своих рабочих и служащих — именно в такой Антон и его брат получили начальное образование. Потом Антон окончил четырехклассное городское училище (то есть среднюю школу), а после него — одногодичные педагогические курсы, и пошёл в железнодорожную школу преподавать.

В год начала Первой мировой войны Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В послереволюционные годы стал заведующим начальной школой в Полтаве.

Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьёзную угрозу. В 1920 году власти приняли решение собирать беспризорников с улиц и определять в специальные воспитательные колонии под обидным названием «для морально дефективных детей» («Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», — сформулирует потом Макаренко). Причём ресурсов — ни материальных, ни человеческих — на надлежащее укомплектование этих заведений, конечно, не хватало, так что предложение возглавить подобную колонию вряд ли можно было воспринять с восторгом как блестящую карьерную удачу.

Именно такое предложение получил 32-летний Антон Макаренко — и принял его. Новоиспечённый начальник колонии по своей инициативе назвал её именем любимого писателя — Максима Горького — и создал буквально с нуля, пытаясь и быт обустроить, и найти контакт не просто с трудными, а с откровенно опасными подростками. И не только найти контакт, но и подготовить их к жизни в нормальном обществе.

На фото: Писатель Максим Горький (сидит) и педагог, руководитель колонии Антон Макаренко с воспитанниками в детском воспитательном учреждении для беспризорных детей имени Горького. 1928 год.

В «Педагогической поэме» Макаренко честно признавался, что поначалу испытывал отчаяние. «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов, десяток „дачек“ вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но и всю человеческую культуру, — всё это, правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту», — писал он про самое начало работы колонии, когда в ней появилась первая партия воспитанников, совсем немногочисленная. Это были отнюдь не дети, а фактически взрослые парни, и они действительно ни в грош не ставили авторитет взрослых и откровенно хамили на предложение помочь по хозяйству.

Макаренко понимал, что никакой готовой педагогической теории для его задач нет, а значит, её придётся «извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на глазах». И ему это удалось. Его воспитанники, ребята с уличным и криминальным прошлым, пережившие большие жизненные испытания в лихолетье, социализировались и адаптировались к нормальной жизни — шли работать, а самые способные даже поступали учиться на рабфаки. Словом, не возвращались к криминальному прошлому.

Очевидные успехи Макаренко вызывали не только восхищение, но и раздражение. Во‑первых, ему пеняли на то, что в колонии мало уделяется внимания воспитанию классового самосознания. Сам он презрительно называл такое воспитание, которое от него требовали, «трепанием языком по тексту учебника политграмотности» и считал гораздо более важным то, что у него запущенный парень с улицы «превращается в человека». Во-вторых, методы его неодобрительно называли «макаренковщиной» и считали слишком жёсткими.

В 1935 году Антон Макаренко стал начальником подразделения в отделе трудовых колоний и трудовых коммун НКВД УССР, который контролировал все подобные учреждения Украины. Но через год он подал рапорт об увольнении, объяснив это желанием сосредоточиться на литературной работе. За «Педагогическую поэму» его приняли в Союз писателей, и он переехал в Москву. Критика его подходов всё это время не прекращалась, однако роковой 1937-й он благополучно пережил. Но в 1939-м, в 51 год, внезапно скончался.

При жизни Антон Макаренко прославился прежде всего как писатель, автор «Педагогической поэмы» и других художественных произведений. Только после смерти о нём заговорили как о великом, а потом и величайшем советском педагоге, стали всерьёз изучать его опыт, появилось понятие «макаренковедения». После Великой Отечественной войны его концепцией коллективного воспитания заинтересовались в странах социалистического мира, а лет десять спустя — и в капиталистических тоже.

#Великие_педагоги #аудио_рубрика_Великие_педагоги #Макаренко #незрячие_Воронежа #библиотека_Короленко