В преддверии Пушкинского дня России и 220-летия со дня рождения великого поэта в библиотеке была проведена литературно-музыкальная композиция «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа», которую подготовила филолог Елена Николаевна Неведрова, бессменный руководитель литературно – музыкальной гостиной.
Своё выступление Е. Н. Неведрова посвятила произведениям А. С. Пушкина об императоре Петре I. Поэт пристально всматривался в фигуру одного из ключевых правителей России, художественно пытался осмыслить его значение в истории Отечества. В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин восхищается твореньем Петра I – Санкт-Петербургом.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей,
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Пётр I был крёстным отцом прадеда поэта по материнской линии Абрама Петровича Ганнибала. Сын африканского князя сделал выдающуюся карьеру в качестве военного инженера в Российской империи, пользовался доверием императора. Фигура далёкого родственника и деяния великого правителя находились в центре внимания в неоконченном романе А. С. Пушкина «Арап Петра Великого».
Изучал исторические источники, посвящённые Петру I, поэт и при написании поэмы «Полтава». События Северной войны стали основой для написания крупного поэтического произведения. В центре сюжета – история любви гетмана Мазепы и Марии, перехода украинского вождя на шведскую сторону. В поэме Пётр I предстаёт как славный командующий русских войск, победивших в битве:
Пирует Пётр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
При всём признании величия деяний Петра I знал поэт и о страданиях народных, сопровождавших их, а потому не идеализировал образ императора. Символическое отражение конфликт простого человека и правителя огромного государства нашёл в поэме «Медный всадник». Петербургский житель Евгений, пригрозивший Медному всаднику, погибает в финале.
Вспомнила Елена Николаевна и роман А. Н. Толстого «Пётр Первый», написанный в XX веке. В течение всей программы звучали классические музыкальные произведения, органически связанные с событиями русской истории в эпоху Петра I и другие – «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Марш Преображенского полка», «Гимн Санкт-Петербурга» Р. Глиэра, «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки.