Рубрика “Великие педагоги. Надежда Крупская – идеолог советского образования”

Мы привыкли воспринимать Надежду Крупскую в первую очередь как жену В. И. Ленина. Но при этом она никогда не была тенью мужа. Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов». 

Очередной выпуск рубрики “Великие педагоги” посвящен Надежде Константиновне Крупской – ставшей первым советским педагогом, пропагандирующим идею тесной связи между семьей и школой.

Ведущий рубрики – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета.

Воспитание в школе не может быть осуществлено без участия семьи. В своих наставлениях она выдвигала требования, чтобы советские женщины учились воспитанию детей в коммунистическом духе. Крупская всегда была за то, чтобы вовлекать женщин в обширную общественную жизнь.

Знание педагогики и организаторские способности поставили ее в один ряд с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским как основоположниками радикально новой, социалистической системы государственного образования. 

Первым шагом в этом направлении, как писала сама Н.К. Крупская в 1918 году, должно было стать разрушение старого класса, охваченного школьной системой, которая стала скандально несправедливой, и создание школ, отвечающих требованиям растущего социалистического строя. По её мнению, роль школы нового типа заключалась в формировании полноценно развитых людей с целостным взглядом на мир и чётким пониманием того, что происходит вокруг них в природе и обществе; люди, подготовленные на теоретическом и практическом уровнях к интеллектуальному труду, способны построить рациональную, полноценную, красивую и радостную жизнь в обществе.

Конечно, построить последовательно демократическую систему народного образования было непросто. Руинам старой системы мешали разрушения и голод, гражданская война, развязанные контрреволюционными силами, иностранной интервенцией и т.д.

Учебники были уничтожены, но новые ещё не были написаны; производство учебных принадлежностей и оборудование не были приведены в порядок; школам не хватало зданий, а существующие не отапливались; значительная часть учителей, которых и ранее было недостаточно, переехала в Москву. «Но, несмотря на все эти трудности, – писала Крупская в 1918 году, – развитие народного образования поставлено на первое место, и скоро примет определенные организационные формы, которые диктует сама жизнь».

Октябрьская революция открыла возможности для революционного переустройства образования. Организация образования стала делом всего народа, повсюду были созданы общественные советы по народному образованию и родительские советы, в школах были организованы комитеты. Многое было сделано в Советском Союзе для того, чтобы побудить учителей брать на себя новые задачи, стимулировать их к свежей постановке педагогических задач, улучшить свое материальное положение и повысить их социальный статус. 

Правительство издало указ о ликвидации неграмотности в возрастной группе от 8 до 50 лет; создание Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по ликвидации неграмотности, роль которой была в объединении усилий всех организаций, занимающихся обучением грамоте, в 1923 году. В результате между 1920 и 1940 годами около 60 миллионов взрослых научились читать и писать.

Исследования Крупской по методике преподавания оказали значительное влияние на развитие методики и её применение в советских школах. Она считала, что основные цели преподавания должны были побудить учеников думать независимо и действовать коллективно организованным способом, осознавать эффект своих действий и развивать высокую степень инициативы. Учитель должен также показывать детям, как самостоятельно приобретать знания, работать с книгами и газетами, выражать свои мысли в речи и в письменной форме, а также формировать правильные выводы и обобщения.

Крупская была уверена в том, что хорошо продуманные методы организации обучения помогут устранить формализм и регламентацию, пассивность и незащищенность у детей. По этой причине она считала, что мастерство учителя – это сочетание творчества и мастерства, и предъявляла высокие требования к подготовке учителей. При этом утверждала, что советские учителя должны не только хорошо знать свой предмет, но и в совершенстве владеть методами обучения, знать пути и средства эффективного обучения. 

Общественная и педагогическая деятельность Н.К. Крупской позволяет ей встать в один ряд с корифеями педагогики. Ее вклад в развитие дошкольного и школьного образования неоценим и ценен.

Подготовлено по материалам: https://dzen.ru/a/XleivtftPkTFKkAC

#великие_педагоги #Крупская_идеолог_советского_образования #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко #аудио_рубрика