Образовательный онлайн-час “Педагогика – не наука, а искусство”

2 марта исполняется 200 лет со дня рождения русского учёного, писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Именно его юбилей сыграл решающую роль в объявлении 2023 года в России Годом педагога и наставника.

Константину Дмитриевичу Ушинскому и посвящен наш образовательный онлайн-час “Педагогика – не наука, а искусство”.

Константин Ушинский родился в Туле в 1823 году в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года.

На фото: К.Д. Ушинский и книги, написанные им: рассказы и сказки для детей и Хрестоматия.

После окончания Московского университета начала развиваться педагогическая деятельность Ушинского. Он работает в Ярославле, Гатчинском сиротском институте, назначается главным редактором «Журнала министерства народного просвещения». При его участии журнал становится ведущим педагогическим изданием страны.

Константин Дмитриевич Ушинский удачно сочетал в своей деятельности педагога-учёного и педагога-писателя. Программу воспитания и образования в народной школе Ушинский реализовал в двух книгах для первоначального обучения: «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864).

«Детский мир» был впервые опубликован в 1861 году. Его две части включали научную информацию и хрестоматию. В «Детском мире» были представлены отделы: «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории», «Из географии», «Первые уроки логики» и др. При каждой части – хрестоматия, в которую входили стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей, небольшие истории, сочинённые педагогом.

«Детский мир» вызвал определённую критику. От журнала «Современник» – в увлечении естествоведческим материалом. Лев Толстой критиковал Ушинского за то, что его книга не является ни научным исследованием, ни поэтическим рассказом.

Несмотря на критику, «Детский мир» быстро вошёл в школьный обиход, а педагогическая общественность признала его лучшей книгой для чтения детей 10-11 лет. «Детский мир» стал необходимым этапом для следующей книги – «Родное слово», впервые опубликованной в 1864 году. Идея народности стала ведущей в воспитании подрастающего поколения. Основой народности педагог считал родной язык.

В «Родное слово» К. Д. Ушинский включил сказки, песни, побаски, шутки, пословицы, загадки. Сказка «упражняет мысль образами». В пословицах «отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями… и может быть, ничем так нельзя ввести дитя в понимание народной жизни, как только объяснением значения народных пословиц»[1].


[1] Детская литература. М.: Просвещение, 1977. С. 11.

Привлекало маленького читателя и то обстоятельство, что во многих произведениях «Родного слова» главными героями выступают дети и животные: «Сила не право», «Охота», «Бишка», «Орёл и кошка». В очерке «Как рубашка в поле выросла» автор знакомит детей с выращиванием льна, его обработкой, приготовлением материи для белья и появлением рубашки. Педагог сочинил мини-сказки с поучительным смыслом.

Система Ушинского получила дальнейшее углубление и развитие в творчестве для детей Л. Н. Толстого. Методы Ушинского оказали исключительное влияние на составление последующих сборников для чтения детей.

#Год_педагога_и_наставника #образовательный_онлайн_час #педагог_писатель_Ушинский_200лет #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко