В этом году мы отмечаем 110-летие замечательного композитора Тихона Николаевича Хренникова – народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Им написаны оперы, оперетты, балеты, концерты, камерно-инструментальная музыка, романсы, музыка к спектаклям и кинофильмам.
О жизни и творчестве этого яркого и интересного человека, неповторимой творческой личности и активного общественного деятеля рассказала читателям библиотеки Елена Ивановна Левина – заслуженный работник культуры ВО, организатор и ведущая музыкальной гостиной «Импровизация», гл. библиотекарь отдела музыкально-нотной литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина.
Предлагаем вашему вниманию репортаж этого мероприятия.
Творчество Тихона Хренникова является красноречивым выражением процессов, происходящих в стране, душах и судьбах ее граждан. Его музыка пропитана светлым оптимизмом, она – словно кульминация надежд простых людей.
Стать непременно композитором Тихон Хренников решил еще в пять лет. Он только научился читать, и одной из первых его книг стала биография Моцарта.
«Она настолько потрясла меня, что, дочитав книгу, я залез на сеновал и поклялся себе тоже стать композитором, как и Моцарт», говорил позже Т. Н. Хренников.
Впрочем, если бы о желании маленького Тихона узнали взрослые, они нисколько бы не удивились. Музыка в доме Хренниковых была чем-то естественным, так же как воздух, пища, вода. Все его братья и сестры пели, играли на мандолине, гитаре. Брат Тихона Глеб имел необыкновенный лирический тенор, учился в Московской консерватории и ему прочили славу певца с мировым именем (судьба Глеба сложилась трагически, он погиб на фронте в 1918 году).
Музыкальные вечера в доме Хренниковых проходили едва ли не каждый день: после тяжелых трудовых будней они собирались с соседями и пели русские народные песни, городские романсы, исполняли даже арии из опер.
Но больше всего маленький Тихон мечтал научиться играть на пианино. Инструмента у них в доме не было, и Тихон бегал к знакомым и соседям, лишь бы прикоснуться к заветным клавишам. И вот однажды незабываемый подарок младшему брату решила сделать старшая сестра Софья.
Любовь к фортепиано осталась у Хренникова на всю жизнь. Но Тихон Николаевич сочинял музыку не только для фортепиано, но и для многих других музыкальных инструментов.
Однажды в дом Хренниковых приехала погостить подруга старшей сестры. Девушка была студенткой московского музыкального техникума Гнесиных. И послушав игру Тихона, его первые музыкальные произведения, она воскликнула: «Это же настоящий талант!». Она и привезла Тихона в Москву на прослушивание к Михаилу Гнесину. Тот заинтересовался талантом из глубинки, но сказал юному композитору: «Ты сначала окончи школу, получи среднее образование, а потом уже будешь решать, куда поступать».
Через два года Тихон стал студентом техникума, потом – консерватории
Консерваторию он окончил с отличием, его фамилия занесена на мраморную консерваторскую Доску почета. К моменту сдачи госэкзаменов Хренников был уже автором Первой симфонии, Концерта для фортепиано с оркестром, романсов на стихи А. С. Пушкина, музыки к спектаклям “Мик”, “Много шума из ничего” в театре им. Вахтангова.
Т. Н. Хренников любил театр, он увлеченно работал, написав музыку к спектаклям “Без вины виноватые”, “Шел солдат с фронта”, “Дон Кихот”. А последняя заметная предвоенная работа Хренникова – музыка к кинофильму “Свинарка и пастух” (1941).
Фильм появился на экранах страны спустя несколько месяцев после начала Вов и стал для народа окном в ту мирную жизнь, к которой теперь надо было вернуться сквозь невзгоды и лишения.
Во время съемок фильма началась Великая Отечественная война. Съемки поначалу прекратились, актеры были мобилизованы, но сверху был спущен приказ продолжать работу, и фильм был снят и вышел на экраны.
Как и большинство композиторов в то суровое военное время, Хренников делает акцент в своем творчестве на песни, посвященные патриотической и военной тематике.
Во время Великой Отечественной войны композитор много работает (помимо песен и симфонии была написана музыка к фильму «В 6 часов вечера после войны»), выезжает в действующую армию, где дает концерты для солдат прямо на передовой.
Вместе с армией Чуйкова вступает в Берлин в мае 1945 года и принимает участие в импровизированной трансляции из полуразрушенной берлинской радиостанции, которая доносит до всего мира звучание песен советской победы из самого фашистского логова. Хренников под собственный аккомпанемент на рояле поет свои самые популярные военные песни – «Прощание», «Марш артиллеристов» и другие.
А в 1944 году на экраны страны вышел художественный фильм «В 6 часов вечера после войны». Музыку к песне «Марш артиллеристов» написана Хренниковым.
Когда в начале 1945 года Хренников приехал на 1-й Белорусский фронт в армию Чуйкова, которая шла на Берлин, его попросили остаться в войсках подольше, чтобы поддержать бойцов, и не отпускали целых три месяца. Задача Тихона Хренникова состояла в том, чтобы ежедневно после боёв по вечерам петь «Артиллеристы, Сталин дал приказ…».
Возглавить Союз композиторов СССР Тихону Хренникову предложил сам Иосиф Сталин в 1948 году. «Коллеги настолько уважали Хренникова, что на этом посту он прослужил более сорока лет вплоть до распада СССР, — рассказывает Марина Шамаева. — И еще один исторический факт: за годы его управления Союзом композиторов ни один композитор не был репрессирован».
Более четырёх десятилетий Тихон Хренников был первым секретарём Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета вначале по Сталинским, затем – по Государственным премиям. Композитор возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России, организовал собственный класс в Московской государственной консерватории.
Тихон Хренников имел звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академика Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
#110лет_Хренников #музыкальная_программа_Хренников #песни_Тихона_Хренникова #незрячие_Воронежа #библиотека_Короленко