Основоположник русской тифлопедагогики А.И. Скребицкий

В рамках Года педагога и наставника в России мы продолжаем РУБРИКУ “Великие педагоги”, очередной выпуск которой посвящен Александру Ильичу Скребицкому  – основоположнику русской тифлопедагогики, писателю, врачу-окулисту, общественному деятелю и историку.

Ведущий РУБРИКИ “Великие педагоги” – Алексей Попов, студент Воронежского государственного педагогического университета.

Скребицкий Александр Ильич, писатель, врач-окулист, общественный деятель и историк, родился 2 мая 1827 г.  в Белостоке. Там же учился в гимназии.

В 1849 г. окончил курс в Санкт-Петербургском университете на юридическом университете, но, не находя при тогдашних условиях удовлетворения в практической деятельности юриста, поступил в 1853 г. вольнослушателем на медицинский факультет Дерптского университета. К занятиям медициной А.И. Скребицкий чувствовал склонность с юношеских лет. В 1859 г. получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по теме «О влиянии и действии панкреатического сока на жиры и белки».

К этому времени А.И. Скребицкого все больше интересует офтальмология и он уезжает за границу для стажировки в клиниках Европы. Ему посчастливилось совершенствовать свои знания у самых знаменитых окулистов того времени: Гельмгольца. Донлерса и Грефе. Вернувшись на Родину, А.И. Скребиций открыл глазную лечебницу в Санкт-Петербурге и стал заниматься врачебной практикой. Финансовая независимость позволяла ему сочетать профессиональные обязанности с научно-исследовательской и общественной деятельностью.

Юридическое образование пригодилось ученому, когда Великая княгиня Елена Павловна предложила Скребицкому обработать материалы редакционных комиссий по подготовке крестьянской реформы 1861 г. В результате получился фундаментальный труд «Крестьянское дело в царствование Императора Александра II», являющийся подробным историческим комментарием ко всем статьям «Положения 19 февраля 1861 года». По цензурным соображениям эта книга была напечатана в Германии и только в 1870 г. была допущена к ввозу в Россию, а в 1871 г. удостоена Петербургской академией наук премии графа Уварова.

Одновременно с работой над этим трудом Скребицкий находился за границей и продолжал изучать глазные болезни, а также занимался изучением вопросов воспитания и образования слепых Европы. Эти наблюдения легли в основу объемного труда, опубликованного в 1903 году.

Вернувшись в Россию, Скребицкий в 1879-80 гг. был командирован главным Попечительством для оказания врачебной помощи ослепшим солдатам, число которых во время русско-турецкой войны оказалось необычайно большим. Состояние осмотренных глаз солдат дало понять, что лишь 5% из них лишились зрения во время войны. Остальные оказались жертвами недугов, принесенных из деревень.

В августе 1879 года после окончания первого объезда солдат, он, не возвращаясь в Петербург, отправился за границу. Там Скребицкий посещал институты для слепых, учился у их руководителей, изучал интересовавшие его вопросы в области офтальмологии.

В 1881 году А.И. Скребицкий вместе с государственным и общественным деятелем К.К. Гротом основал Попечительство о слепых, названное в честь императрицы — Мариинским, а также принял активное участие в организации Санкт-Петербургского училища для слепых детей. Скребицкий являлся членом-учредителем новооткрытого общества.

А.И. Скребицкий поставил вопрос о необходимости создания глазных лечебниц не только в больших городах, но и в деревнях, где люди наиболее нуждаются в помощи. Он утверждал, что для действительного уменьшения слепоты в России, обусловленной заразными заболеваниями, необходимо сделать врачебную помощь общедоступной для населения, как по времени, так и по расстоянию.

Были созданы «летучие отряды» врачей, на короткие сроки появляющиеся в разных местностях России. Но Скребицкий говорил, что этого недостаточно, так как эти отряды не задерживаются долго на одном месте. Он не видел иного способа одолеть заболевания, исключая создание широкой стационарной местной врачебной помощи больным.

В 1899 году руководителем «летучих отрядов» был сделан вывод, что всего за 7 лет 174 отрядами было принято около 275 тысяч глазных больных. Из 4-х больных одному необходимо делать операцию. Своевременная врачебная помощь на местах в 40% случаев сделала бы излишним операции, спасла бы зрение у большей части неизлечимо слепых, которым никакая операция уже не могла возвратить зрение.

Во время своих зарубежных поездок Скребицкий обращает внимание не только на устройство школ для слепых, но и на печатание рельефом. К этому его побудили недостатки изданий, осуществляемых Санкт-Петербургским институтом для слепых Человеколюбивого общества: книги печатались на бумаге низкого качества, шрифт был загроможден деталями и с трудом воспринимался осязанием, многие страницы были продырявлены, а некоторые изображали настоящее решето.

Тогда А.И. Скребицкий решил создать собственный вариант рельефно-линейного шрифта, более удобный для восприятия осязанием. Молодой художник, к которому он обратился, сделал необходимые изменения и исправления очертаний алфавита. По изготовленным чертежам шрифт был отлит в Вене в 1881 г. и в конце января 1882 г. прибыл в Петербург. Оставалось приступить к печатанию, подходящая бумага была также выписана Скребицким из-за границы. Частные типографии отказывались от печатания рельефом.

Только благодаря содействию Ф.Ф. Винберга, управлявшего Экспедицией заготовления государственных бумаг, и Ю.И. Гребке, который заведовал в ней типографией, «унциалом» Скребицкого были напечатаны две книги: «Детский мир» К.Д. Ушинского (300 экз.), который был напечатан шрифтом высотой в 10 мм (для начинающих обучаться чтению), и «Евангелие от Матфея» (400 экз.), напечатанное для более подготовленных, владеющих навыками чтения (высота шрифта — 7 мм). Цель А.И. Скребицкого состояла в том, чтобы доказать, что хорошо отпечатанные книги для слепых можно издавать и в России, не прибегая к иностранцам, которые заламывали баснословные деньги за подобные работы.

Но будущее принадлежало не унциалу, а выпуклому шеститочию Луи Брайля. Понимая это, Скребицкий активно содействовал созданию специальной типографии рельефного шрифта русской просветительницы А.А. Адлер, в которой была напечатана первая книга по системе Брайля – «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

В 1886 г. Скребицкий издает книгу «Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге», посвященную деятельности французского педагога, организовавшего в 1807 г. первое училище для слепых детей в России. За два года перед этим он побывал в Париже на праздновании столетия начала обучения слепых и познакомил французских тифлопедагогов со своими архивными изысканиями о жизни В. Гаюи в Петербурге (1806-1817).  В своей работе А.И. Скребицкий подробно осветил подвижническую деятельность замечательного французского педагога и ученого, резко критикуя бюрократические преграды, которые пришлось преодолевать Гаюи во время создания Санкт-Петербургского института слепых.

Взгляды А.И. Скребицкого на просвещение незрячих получили отражение и в другом его труде — «Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе». Это фундаментальное исследование, основанное на его личных наблюдениях и материалах из зарубежных источников, писалось более   22    лет и составило более тысячи страниц, не считая чертежей и таблицы. Много места в этой книге заняли проблемы книгопечатания для слепых, рельефных изданий.

Указывая на исключительную роль самостоятельного чтения книг в жизни слепых, А.И. Скребицкий выступал против распространенного тогда предрассудка, что чтение не представляет для слепых никакой практической пользы. И у слепых, утверждает Скребицкий, наблюдается жажда знания и умственных интересов. Не каждый из них довольствуется чужим чтением, если даже и найдутся услужливые люди. Вот почему необходимо, по мысли А.И. Скребицкого, обратить внимание на удовлетворение этой насущной потребности слепых путем издания рельефных книг типографским способом.

«Цель педагогики слепых та же, что и педагогики зрячих: гармоническое развитие умственных, нравственных и физических способностей и сил ученика» — писал он. Свою основную задачу Скребицкий видел в том, чтобы рассеять распространенные предрассудки о неспособности слепых   к   развитию и труду, помочь тифлопедагогам и родителям незрячих детей в обучении и воспитании последних. Он опубликовал в специальных журналах России и Германии ряд работ о слепоте в России и призрении слепых, в том числе «Историческую справку по поводу распространенности у нас глазной болезненности и слепоты».

Обширные знания А.И. Скребицкого позволяли ему писать работы не только по тифлопедагогике, офтальмологии, но и по истории крестьянства  в России и за рубежом, естествознанию, зоологии.

Опираясь на эти факты биографии, А.И. Скребицкого можно смело назвать передовым деятелем своего времени, истинным интеллигентом. Не случайно его друзьями были педагог К.Д. Ушинский, писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, физиолог Н.Е. Введенский и другие выдающиеся люди. Прогрессивные идеи А.И. Скребицкого получили дальнейшее развитие в отечественной тифлопедагогике.

В сентябре 1915 г. А.И. Скребицкий скончался. Еще в 1900 г. он пожертвовал Библиотеке Румянцевского музея значительную часть собранных им книг (в основном, труды по офтальмологии, по вопросам, связанным с положением слепых в России, книги о русском крестьянстве) и очень придирчиво следил за их хранением и использованием.

Незрячие читатели могли пользоваться в этой библиотеке книгами, напечатанными унциалом (с 1895 г.), которые находились в небольшом отделении для слепых, открытом по инициативе А.А. Адлер. И если средства, оставленные А.И. Скребицким по его завещанию врачебной кассе взаимопомощи, Литературному фонду и Академии наук (всего 250 000 рублей), были скоро обесценены, то принадлежавшие ему книги и его труды до сих пор служат людям.

#аудио_рубрика_Великие_педагоги #Скребицкий_ основоположник_русской_тифлопедагогики #незрячие_мира #незрячие_Воронежа #библиотека_Короленко