РУБРИКА «Великие педагоги»

Лев Николаевич Толстой известен всему миру как великий писатель. Сам он относил себя не только к литераторам, считая литературу способом воспитания, улучшения человека. Нравоучительный оттенок его произведений знаком всем. А когда же наиболее плодотворно воспитание и обучение добру, если не в детском возрасте? Толстой занимался педагогикой, считая своим гражданским долгом вносить посильный вклад в просвещение народа.

Так очередной выпуск аудио-рубрики «Великие педагоги», будет посвящен педагогической деятельности Льва Николаевича, которая длилась с перерывами почти 60 лет.

Ведущий рубрики: Алексей Попов – студент Воронежского государственного педагогического университета.

К практическому участию в деле народного просвещения Лев Николаевич стремился с юношеских лет. Он открыл в родовом имении Ясная Поляна бесплатную школу и вёл в ней уроки. Толстой хотел создать совершенно другую школу – школу, основанную на неслыханном даже для высшего сословия принципе полной свободы учащихся. И это ему сделать удалось.

В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, чистописание, грамматика, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. В качестве примера Толстой приводит рассказ об Отечественной войне 1812 года в статье “Яснополянская школа”. Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они его переживали.

Определённого учебного плана, программы обучения и твёрдого расписания учебных занятий не было. Толстой замечал,”как начнём иной раз говорить о чём-нибудь интересном, так увлечёмся, что проговорим до вечера”. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали её и настолько были заинтересованы занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Как бы то ни было, взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Учились дети с 9 до 12, а потом с 3 до 6, но этого им было мало, и они до поздней ночи не расставались с учителем. Если Лев Николаевич видел, что они утомлены, он придумывал для них сказки, сочинял вместе с ними смешные стишки и поучительные рассказы, уходил с ними на прогулку в Заказ — лес близ Ясной Поляны, а на праздники угощал у себя в доме блинами или ставил спектакли. 

“Гуляй, ребята, масленица!” — написано было однажды на широкой ленте, украсившей кабинет яснополянского дома, а под этой лентой Толстой раздавал детям фартуки, шапки и кушаки… В Яснополянской школе ребятам было так интересно и весело, что по утрам они прибегали туда чуть свет, а вечерами засиживались до темноты, нередко засыпая под столом. Тогда Лев Николаевич одних укладывал спать у себя в кабинете, других — в шалаше в саду, а третьих сам разводил по домам. Школьники любили дальние прогулки с учителем в лунные зимние ночи. В тёмном лесу он рассказывал им страшные истории, а они жались к нему, крепко держали его за пальцы и просили рассказать ещё.

Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждали совместно. В учебные планы вносились изменения
в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей. Сам Л. Н. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много творческих работ. Дети особенно любили сочинения на свободную тему, тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе.

Отчёты учителей систематически печатались в журнале “Ясная Поляна”. Они содержали подробное описание хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчётах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.

Подготовлено по материалам: https://biblio-pivovarov.tilda.ws/

#Великие_педагоги #Лев_Толстой #педагогическая_деятельность_Толстого #библиотека_для_слепых #библиотека_Короленко #аудио_рубрика