Александра Филатова “Брайль в моей жизни”

В 2020 году информационный портал «Особый взгляд» объявил конкурс эссе на тему «Брайль в моей жизни» среди людей с нарушениями зрения. Спонсором мероприятия выступил благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Методический отдел нашей библиотеки предложил учащимся специализированной школы-интерната № 3 принять участие в конкурсе. Специалисты отдела курировали разные этапы конкурса, оказывали консультации.

Двое ребят, читатели нашей библиотеки, представили свои творческие работы. Сочинение Александры Филатовой, учащейся 8 класса, получило высокую оценку жюри конкурса. В качестве приза Александре был вручен брайлевский дисплей Focus 40 с беспроводной технологией Bluetooth.

Брайлевский дисплей — устройство ввода и вывода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Брайлевские дисплеи делают возможным использование современных компьютеров незрячими и слабовидящими людьми.

Представляем вашему вниманию отрывки из эссе Александры Филатовой «Брайль в моей жизни».

Я просыпаюсь. За окном летнее утро. Солнечный свет залил мою комнату. Я его немного вижу и чувствую приятное тепло на своем лице. У меня летние каникулы, мои любимые летние каникулы.

Дома я одна: мама рано ушла на работу. Я неторопливо иду на кухню. На столе нахожу записку от мамы. Вожу кончиками пальцев по листу бумаги, читаю: «Саша, сделай себе чай и бутерброды. В течение дня обязательно поешь. Еда в холодильнике».

Записки по Брайлю мама пишет мне сама и оставляет их для меня перед тем, как уйти на работу. По мнению мамы, я не отличаюсь хорошим аппетитом. И, занимаясь своими делами, часто забываю поесть. Конечно, мама все равно еще не один раз позвонит мне. Но она считает, что ее записки – самый надежный способ напомнить мне о еде.

После завтрака я иду в свою комнату, сажусь за компьютер. Я еще только учусь работать на компьютере. В школе-интернате у нас ведут уроки информатики. Я зарегистрирована в ВКонтакте. В социальной сети я посещаю группы, посвященные жизни и творчеству композиторов, музыкальным произведениям. Впечатлениями обмениваемся с друзьями в общем чате в WhatsApp. Он у нас так и называется – «Наш творческий мир». Утром я проверяю почту и сообщения в мессенджерах. Это моя связь с миром.

Несмотря на каникулы, я продолжаю заниматься на своем любимом фортепьяно. Инструмент мы с мамой решили разместить в моей комнате. Сейчас со своей преподавательницей я изучаю этюд композитора Альберта Лешгорна. Мое домашнее задание – разобрать вторую половину первой части этюда. Читать и записывать ноты по системе Брайля меня научила моя преподавательница по фортепьяно. Сборники нот по Брайлю я беру в специальной библиотеке для слепых в своем городе или заказываю в петербуржской специальной библиотеке.

Я открываю нотный сборник, нахожу нужное мне произведение, потом нужную строку, читаю с листа первый такт, проигрываю его. Затем прочитываю второй такт, проигрываю. Соединяю два такта. Могу одновременно читать с листа такты и проигрывать их. Таким образом такт за тактом разбираю определенный отрывок произведения. И, наконец, получается сыграть неплохо всю первую часть этюда. Я связываюсь по WhatsApp со своей преподавательницей, предварительно договорившись об этом. Она внимательно слушает мое исполнение, дает консультации, делает замечания, просит сыграть еще раз. Получаю новое домашнее задание.

Я и сама пытаюсь сочинять маленькие музыкальные произведения. Записать их нотами по Брайлю мне помогает моя преподавательница. С самого раннего детства меня интересовал мир звуков. Мама говорит, что петь и слушать музыку я научилась раньше, чем ходить. Некоторые звуки меня просто завораживали: звучание музыкальных инструментов, особенно фортепьяно и аккордеона, пение птиц, красивые голоса моих поющих мамы и бабушки. Но были звуки, которые меня пугали: шум поездов, электричек и громкие резкие крики. Постепенно, со временем, я научилась спокойно на них реагировать.

Когда я была маленькой и еще не ходила в школу, то часто просила маму почитать мне книжку. Любила слушать ее голос, когда она читала мне сказки стихи Маршака, Барто, Михалкова и других детских авторов. Хотя мне были непонятны значения многих слов, особенно обозначающих очень большие предметы, которые я самостоятельно не могла осмотреть руками – дом, корабль, вагон, автобус, самолет и так далее. Непонятны были и многие определения (узкий, широкий, разноцветный и так далее) и действия (прыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть, отпрыгнуть, выпрыгнуть). Мама и педагоги, которые со мной занимались, всегда старались объяснить мне значение непонятных слов.

Врачи говорили маме, что я буду жить в бесцветном сером мире, различать лишь отдельные силуэты. Дошкольные педагоги объяснили моим близким, что учиться я буду по системе Луи Брайля. Это звучало абстрактно, непонятно. В школе-интернате меня познакомили с письменными принадлежностями по Брайлю.

Я с большим трудом осваивала азбуку для незрячих, трудно было писать некоторые буквы и цифры, при чтении отличать одну букву от другой. Зато потом, когда я научилась хорошо писать и читать, я открыла для себя волшебный мир книг. Теперь я умею понимать рельефно-графические рисунки, понимаю, что такое масштаб, и мысленно могу представить образ больших предметов.

Больше всего я люблю читать книги о своих ровесниках, природе и ее явлениях, ну и, конечно, о музыке. А еще мне очень близка поэзия. Глазами мне не дано видеть этот мир, представлять его цветным, но чтение книг помогает мне понять все его многообразие. Теперь он заиграл для меня яркими красками. Читая книги, я расширяю свой кругозор, пересматриваю свое отношение к жизни, стала более общительной с друзьями.

При ходьбе я пользуюсь тростью, хочу быть более самостоятельной. В лифте я привычно быстро нажимаю на кнопки с брайлевскими цифрами.

О своих впечатлениях, мыслях и чувствах я пишу по Брайлю в своем дневнике. Туда же записываю и свои стихи. Дневник я никому не показываю, но сейчас поделюсь одной своей тайной мечтой. После школы я планирую серьезно заняться музыкой. Для этого хочу поехать в курский специализированный музыкальный колледж. Хочу, как и моя любимая преподавательница по фортепьяно, обучать музыке незрячих детей.

 

Администратор сайта