Беседы с психологом. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Уважаемые подписчики! Мы начинаем цикл публикаций “Беседы с психологом”. Рубрику будет вести детский психолог нашей библиотеки Юлия Юрьевна Борисова. Свои вопросы вы можете задавать через специальную форму на нашем сайте “Задать вопрос психологу” или в социальных сетях.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это комплекс отклонений в развитии ребенка, который характеризуется невнимательностью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности.

Данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ: во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.

Длительные проявления невнимательности, отвлекаемость, трудности в обучении, низкая самооценка. импульсивность и гиперактивность – основные признаки СДВГ, которые нередко приводят к формированию девиантных форм поведения в подростковом возрасте у гиперактивных детей (рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, склонность к правонарушениям). Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком.

Рекомендации для родителей:

– демонстрируйте ребенку спокойное поведение, избегайте слов «нет», «нельзя», стройте общение с ребенком на доверии;

– взрослые должны меньше ссориться и уделять больше времени ребенку, проводить совместный досуг;

– каждый день ставьте перед ребенком определенную цель, которую он должен достичь;

– поощряйте усилия ребенка при достижении цели;

– в конце дня оцените поведение ребенка, и если оно улучшилось, то дайте ему обещанное вознаграждение;

– избегайте постоянных одергиваний («сиди спокойно», «не вертись», «не болтай, когда я с тобой разговариваю»);

– при неудовлетворительном поведении ребенка наказание должно быть немедленным и неизбежным (это может быть словесное наказание или лишение какого-либо поощрения, например, телевизионных передач и игр).

Какие могут быть поощрения? Разрешите посмотреть телевизор на полчаса дольше, чем обычно, или поиграть в приставку, дайте вкусный десерт.

Физическая активность благотворно влияет на психическое состояние детей с СДВГ. Важный момент – необходимо исключить игры соревновательного характера. Наиболее полезными будут плавание, езда на велосипеде, лыжи, прогулки, бег трусцой.

Коллективная работа педиатра, психолога, педагогов и родителей позволит добиться хорошего результата.

Администратор сайта